Роберт Уилсон


Изучал административное дело в Техасском университете в Остине и архитектурный дизайн в Институте Пратта в Нью-Йорке. Продолжил обучение в мастерской архитектора П. Солери в Аризоне, изучал живопись в Париже в мастерской экспрессиониста Дж. Макнила. В 1967 организовал студию «Школа птиц Б. Хоффмана» (BHSoB), вместе с которой в 1969 создал две постановки «Король Испании» (композиция, основанная на образах детских фантазий Уилсона) в «Андерсон» театре и «Жизнь и времена Зигмунда Фрейда» в Бруклинской академии музыки. В 1971 в сотрудничестве с глухонемым подростком Р. Эндрюсом создал спектакль «Взгляд глухого». В 1972 осуществил международный проект «Гора Ка и Сторожевая терраса» в Ширазе, Иран. В 1973 в Копенгагене поставил спектакль «Жизнь и время Иосифа Сталина». В 1974 после знакомства с больным аутизмом подростком поставил с его участием спектакль «Письмо королеве Виктории» в Нью-Йорке. В 1976 вместе с Ф. Глассом создал «поэтическую медитацию» «Эйнштейн на пляже», ставшую первой работой режиссера в музыкальном театре. Спектакль был показан на Авиньонском фестивале и на сцене «Метрополитен-опера». В начале 80-х задумал проект «Гражданские войны: дерево лучше всего измерить, когда оно упало», который должен был стать центральным событием художественного фестиваля Олимпийских игр–1984 в Лос-Анджелесе, но проект не был завершен, отдельные части были показаны США, Европе и Японии. С драматургом Х. Мюллером работал над немецкой частью «Гражданских войн», поставил его пьесы «Гамлет-машина» и «Квартет». В 2005 на сцене Линкольн-центра поставил спектакль «I LaGaligo» по индонезийской эпической поэме для международного фестиваля в Нью-Йорке. Среди постановок: «Смерть, Деструкция и Детройт» и «Смерть, Деструкция и Детройт 2» в «Шаубюне» в Берлине; «Черный всадник» У. Берроуза, «Алиса» по Л. Кэрроллу, «Время рокера» по Г. Уэллсу и «POEtry» по собственной пьесе в театре «Талия» в Гамбурге; «Полет над океаном» по Б. Брехту, Х. Мюллеру и Ф. Достоевскому, «Леонс и Лена» Г. Бюхнера, «Лулу» Ф. Ведекинда, «Зимняя сказка» У. Шекспира, «Трехгрошовая опера» Б. Брехта, «Сонеты Шекспира», «Фауст» по И.В. Гете, «Питер Пэн» по Дж.М. Барри в театре «Берлинер Ансамбль»; «Игра снов» А. Стриндберга в Королевском драматическом театре в Стокгольме; «Басни Лафонтена» Ж. де Лафонтена в «Комеди Франсез»; «Одиссея» Гомера для Греческого национального театра в Афинах и Пикколо Театро ди Милано. Постановщик и исполнитель в спектаклях «Гамлет. Монолог» и «Последняя лента Крэппа» С. Бэккета. Среди музыкальных постановок последних лет: «Парсифаль», «Лоэнгрин», «Кольцо нибелунга» Р. Вагнера, «Волшебная флейта» В.А. Моцарта, «Замок герцога Синяя Борода» Б. Бартока, «Ожидание» А. Шенберга, «Пеллеас и Мелизанда» К. Дебюсси, «Орфей», «Альцеста» К.В. Глюка, «Аида» Дж. Верди. Поставил спектакли с участием Дж. Норман: «Большой день утром» в театре Елисейских полей и «Зимний путь» Ф. Шуберта в театре «Шатле» в Париже, спектакль «Письма к мужчине» по дневникам В. Нижинского с участием М. Барышникова. В 2005 перенес на сцену Большого театра в Москве оперу «Мадам Баттерфляй» Дж Пуччини, в 2015 поставил спектакль «Сказки Пушкина» в Театре Наций. Участвует в международных выставочных проектах как художник, скульптор, дизайнер и автор инсталляций. Основатель и художественный директор Уотермилл-центра – лаборатории театрального искусства в Нью-Йорке.


1994 - 2016

История номинаций