Пресса

26 октября 2012

Лучшие театры России третий год любуются череповецкой осенью

Сергей Виноградов | Газета «Красный север»


На спектакли театрального фестиваля «Золотая маска» в Череповце» билеты были раскуплены за два дня. На сцене череповецкого Дворца металлургов актеры МХТ имени Чехова показали спектакль «Дворянское гнездо». Главный драматический театр России отправил в Череповец более двадцати актеров.

Благодаря поддержке
Масштабные декорации, дворянский дом с колоннами, балконом, мебелью и роялем приехали в огромной фуре, в которую поместилась бы настоящая усадьба. В Череповец приехало то самое «Дворянское гнездо», на которое в Москве трудно достать билеты и телеверсию которого показывал телеканал «Культура».


В условиях коммерческих гастролей МХТ вряд ли когда-нибудь добрался бы до Череповца. Это стало возможным благодаря руководству театральной премии «Золотая маска» и парт­неру проекта - компании «Северсталь». В октябре город в третий раз принимает у себя лучшие спектакли страны, отмеченные престижной премией.
Кроме «Дворянского гнезда» череповецких театралов 27 и 28 октября ждет спектакль московского театра «Мастерская Петра Фоменко» «Война и мир. Начало романа» (одна из последних постановок великого режиссера). В те же дни столичный театр «Практика» покажет детской спектакль «Сказка, которая не была написана». На все три спектакля билеты были проданы за два дня еще в сентябре. Зрителей привлекло не только качество постановок, которое бесспорно (расширенное жюри «Золотой маски» не ошибается), но и цены на билеты - от 300 до 700 рублей. Поход в «родной» зал МХТ имени Чехова на то же «Дворянское гнездо» обходится столичному зрителю в пять (!) раз дороже. Снизить цены помогает спонсорская помощь «Северстали» и участие города в организации фестиваля.


Лучшие спектакли «Золотой маски» отправились в провинцию много лет назад, дабы премию не считали «междусобойчиком» столичной театральной богемы. Проект осуществлялся при поддержке Министерства культуры России - спектакли показывались и показываются в основном в городах-миллионниках и областных центрах. Фестиваль проходит в городе один раз, больше «Золотая маска» туда не возвращается. Череповец в этом году благодаря участию «Северстали» принимает фестиваль в третий раз. И четвертый обязательно будет. О том, что деньги на следующий год уже заложены и ведется работа по афише 2013 года, на пресс-конференции перед показом «Дворянского гнезда» объявили мэр Череповца Юрий Кузин и начальник управления корпоративной социальной ответственности ОАО «Северсталь» Наталья Поппель.


- От горожан есть запрос на классический репертуар, что учитывается при выборе спектаклей, - отметила она. - Для «Северстали» это очень важный проект, и мы заинтересованы в его продолжении. Работа по следующему году уже началась.


Возможно, в Череповец приехали бы и более масштабные постановки, но город не имеет современной театральной сцены. Поворотный круг, без применения которого в столичных театрах сейчас практически не ставят спектаклей, в Череповце только один.
Какую маску сорвали с Дюжева
Мхатовское «Дворянское гнездо», поставленное по одноименному роману Ивана Тургенева, - тоже классический репертуар, а посему отвечает запросам череповчан. Но классической постановкой спектакль не назовешь. Главную роль - нерешительного и слабохарактерного Лаврецкого - играет киношный супермен Дмитрий Дюжев. Роль несчастного одинокого старика Лемма исполняет обладатель яркой внешности и трубоподобного голоса Дмитрий Назаров.
На встречу с журналистами мхатовцы пришли в приподнятом настроении. Оставив вещи в гостинице после утреннего прилета в Череповец, гости прогулялись и, как сами признались, «увидели настоящую осень».
- В Москве осени мы не видим, поскольку проводим дни напролет в помещениях или в пробках, - пожаловалась режиссер спектакля «Дворянское гнездо» Марина Брусникина. - А у вас очень уютно, тихо, маленькие домики стоят…
На пресс-конференции Дмитрия Назарова спросили: кого ему интереснее играть - мягкого и трогательного музыканта Лемма или жутковатого Воланда в «Мастере и Маргарите»?
- Актеру всегда ближе тот образ, который интереснее играть, - ответил Назаров. - Как говорят актеры, если в роли есть слово «мама», уже есть чего играть. Мне, как жадному актеру, конечно, Воланд ближе - там роль побольше и поразнообразнее. Но и Лемма я люблю. Но я бы не назвал его мягким и вызывающим только жалость.
На вопрос об участии Дмитрия Дюжева с его-то шлейфом бандитских киноролей в постановке русской классики отвечали вдвоем - сам актер и режиссер спектакля Марина Брусникина.


Марина Брусникина:
- Я искала исполнителя главной роли около года. Первым, кто посоветовал мне обратить внимание на артиста Дюжева с прицелом на роль Лаврецкого, был Олег Павлович Табаков. А его проницательность и чутье всем известны. После первого же разговора с Димой я поняла, что он будет моим Лаврецким. Но я не была той, кто сломал стереотип и сорвал с Дюжева маску кинобандита, - до этого у него была глубокая роль в фильме «Остров».
Дмитрий Дюжев:
- Для меня эта роль, безусловно, актерский рост и новый уровень актерского существования. Может быть, стереотипы у кинорежиссеров эта работа и не сломает и в кино меня станут приглашать на те же роли, но я сам изменился и играть их буду иначе.


- В современном понимании человеческих качеств, особенно мужских, ваш персонаж Лаврецкий - очень слабый человек. Каким вы его считаете?


- Лаврецкий «действует бездействием», плывет по течению, не борется с ним. Действительно, нам сегодня он может показаться слабохарактерным, но в нем есть мудрость и несуетность. Возможно, он прав в том, что не желает «мутить воду» и уповает на высшие силы, верит в то, что если что-то не сбывается, - значит, не судьба. И нам, которые живут в состоянии движения, вечной погони, борьбы и конкуренции, есть чему поучиться у Лаврецкого.
Для Череповца, который многие десятилетия не имел стационарного профессионального театра, спектакли столичных театров продолжительностью от трех до четырех часов стали испытанием на любовь и верность искусству. И жители металлургического центра его пока выдерживают - ушедших и опоздавших не наблюдается. А проблема звона сотовых телефонов исчезла еще во время проведения первого фестиваля, когда отключить мобильники зрителей попросил записанный на пленку голос Олега Табакова.




оригинальный адрес статьи