Пресса

30 мая 2013

Сибирский культурный марафон

Виктория Андронова | Газета «Московский комсомолец»

Омские театралы горько сожалели о том, что всё не удалось посмотреть

Весна в Омске как никогда оказалась богата на разнообразные культурные события. Три кинофестиваля — «Любительское кино плюс Profi», «Движение», фестиваль «Сталкер» – зрители не успевали прийти в себя от встречи с разножанровым киноискусством, а уж новой волной накатывали свежие впечатления.

Это было в апреле. Наступил май, а с ним – и фестиваль лучших «золотомасочных» спектаклей на сцене Омского академического театра драмы, и III Международный фестиваль театров кукол «В гостях у «Арлекина», и «Молодые театры России».

Фестиваль «Золотая маска» – российский театральный фестиваль, весной каждого года представляющий в Москве наиболее значительные спектакли из городов России.

Лучшие спектакли «Золотой маски» показывают сразу после подведения итогов фестиваля в городах России в рамках спецпроекта. В этом сезоне Омск начал «золотомасочный» марафон 6 мая и завершил 26 мая. Успех имели все четыре спектакля: и «Старший сын» А. Вампилова прославленной московской «Табакерки», и хореографическо-драматургическая «Анна Каренина» по роману Л.Толстого Московского театра им. Вахтангова, а на спектакле Российского академического театра драмы из Ярославля «Без названия» в постановке Евгения Марчелли зрители заняли не только все места в зале, включая бельэтаж и ярусы, но и ступеньки, ведущие в зрительный зал! Дважды показали спектакль «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Б. Брехта актеры Московского театра имени Пушкина – и оба раза зрители аплодировали, казалось, до мозолей на ладонях.

Участником фестиваля омская публика показалась искушенной – такую не обманешь. «Было комфортно. Но искушенный омский зритель – это вызов. Вы воспитаны на хорошем театре и здесь высокая планка. По реакциям очень хороший зал. Тут не прокатит: «Москва сейчас выйдет на сцену, и все просто умрут в зале!» Бывают дешевые реакции, когда следят за сюжетом. И ты понимаешь, что люди, сидящие в зале, в первый раз видят спектакль. Что называется – только не рассказывайте, чем закончится. Тут совершенно другой уровень», – так отозвалась об омичах исполнительница роли Нины в «Старшем сыне» Яна Сексте.

По идее, спектакли фестиваля «Золотая маска» – лучшее, что есть на сегодняшний день в российском театре. Показанные омичам спектакли, пожалуй, отвечают заявленной планке – если не безупречностью постановки, то уж экспериментаторским подходом точно. Иначе как экспериментом не назовешь хореографическую версию «Анны Карениной» вахтанговцев. Начиная с постановки «Принцессы Турандот», ставшей визитной карточкой этого столичного театра, поставленной тоже по-новаторски для своего времени, публика может ожидать от театра на Арбате что угодно – в том числе и исполнения сценической версии всемирно известного романа классика русской литературы прекрасными драматическими артистами средствами пластики и танца.

Сюжет известен, остается только наблюдать за его воплощением в оригинальной форме и актерской игрой. Зрители плакали в финале «Старшего сына» – видно, прав был известный российский театральный деятель Олег Лоевский, заметив, что по всей России театры ставят Вампилова и Володина – так не хватает нам любви, тепла, простых человеческих чувств.

Любовь и отношения мужчины и женщины – две (или одна?) темы, неизменно волнующие режиссера Евгения Марчелли. Малоизвестная пьеса «Безотцовщина» юного Чехова – именно об этом. О дефиците человеческих чувств, об инфляции любви и об отчаянных поисках гармонии в окружающем мире. Поскольку это волнует не только режиссера, но и любого нормального человека, зрители живо воспринимали постановку, к тому же Марчелли хорошо известен омичам дерзкой творческой манерой, заставляющей зал оставаться в напряжении на протяжении всего спектакля.

Сотнями исчисляются постановки «Доброго человека из Сезуана» – пьесы самого известного немецкого драматурга и теоретика театра 20 века Бертольта Брехта, неоднократно ставили его многие омские театры, включая театр кукол. Спектакль Московского театра им. Пушкина произвел впечатление на зрителей блистательными актерскими работами, оригинальным постановочным решением и режиссурой одного из самых модных сегодня театральных режиссеров в обеих столицах Юрия Бутусова. Омичам повезло – они действительно увидели настоящий живой российский театр, оставляющий только хорошие впечатления. На такую культурную программу и денег не жаль. Ведь не только хлебом единым живы, а и пища духовная тоже не помешает, причем высококлассная.

Традиционный Международный фестиваль театров кукол «В гостях у «Арлекина» всегда проходит мирно и душевно, несмотря на то, что фестиваль этот конкурсный. А значит – театры-участники борются за право стать лучшими. География этого фестиваля обычно очень обширна, он действительно международный – испанские, итальянские, французские, болгарские, японские, иранские и многие другие театры со всего мира охотно едут в Омск, поскольку солидное место омских кукольников в табеле о рангах профессионального сообщества позволяют им рассчитывать на серьезный, высокий профессиональный уровень фестиваля.

Идея омского форума – представить кукольное искусство всего мира. Кэн Мураи, театральный критик из Японии, считает, что это просто подвиг для театра – проводить такой фестиваль, а ведь «Арлекин» проводит его уже в третий раз. Омский фестиваль – форум в прямом смысле слова. Все спектакли обсуждаются не только жюри, но и получают строгую оценку коллег от имени главного кукольного персонажа – Петрушки. В рамках фестиваля прошла научная конференция «Человек и кукла: за и против», а также презентация книги известного в кукольном мире теоретика этого вида театрального искусства Бориса Голдовского. На этом фестивале практически не бывает «проходных» спектаклей, любой с удовольствием смотрят зрители. Видимо, оттого, что омичи, и юные, и взрослые, любят и ценят театр кукол, считая его не просто театром, а школой приобщения к театральному искусству вообще. В афише фестиваля – не просто названия, а лучшие образцы мирового театра кукол, здесь есть что посмотреть, о чем поговорить, и если задача театра заключается в том, чтобы «чувства добрые пробуждать» – фестиваль «В гостях у «Арлекина» этой высокой миссии соответствует.

В программе фестиваля – 20 спектаклей из 13 стран мира. Оценить каждый нет возможности, и можно только позавидовать тем зрителям, которые посмотрели хотя бы некоторые из них. Итоги фестиваля: Гран-при фестиваля удостоен спектакль «Шинель» Н.В. Гоголя Воронежского государственного театра кукол «Шут» имени В.А. Вольховского. Приз «За лучшую режиссуру» получил спектакль «Зимняя сказка» Пензенского областного театра «Кукольный дом». Художник этого спектакля Константин Мельников удостоен приза «За лучшее художественное оформление спектакля». Приз «За лучшее музыкальное оформление спектакля» был присужден Андрею Бырку за музыку к спектаклю «Пристань алых грез» Иркутского областного театра кукол «Аистенок» (Россия). Призом «За лучший актерский ансамбль» награжден Омский государственный театр куклы, актера, маски «Арлекин» за спектакль «Сон в летнюю ночь» В. Шекспира. Приз «За лучшую мужскую роль» получили Михаил Каданин за роль Акакия Акакиевича в спектакле «Шинель» Н.В. Гоголя Воронежского театра кукол «Шут» , Сергей Пахомов за роли в спектакле «Зимняя сказка» Пензенского областного театра «Кукольный дом» (Россия), Маурицио Корниани за спектакль «Приключения Фаджолино» Театрального центра ассоциации актеров Корнинани (г. Куинджентоле, Италия), а приз за «За лучшую женскую роль» – Мияко Куротани (г. Токио, Япония) за спектакль «Хатэнаси (Бесконечность)», Светлана Борисова из Рязанского театра кукол и Елена Гусева за роли в спектакле театра «XZART» (г. Нуазьель, Франция). Приз фестиваля «За сохранение традиций театра кукол» получил актер Пракаш Бхатт (г. Джайпур, Индия) за спектакль «Анаркали». Московский театр кукол за спектакль «Дюймовочка» награжден призом «За обращение к традициям театра марионеток». Специальными призами жюри отмечены актер Тиан Гамбао (Испания) «за подлинность и чистоту художественного мира в спектакле «Камень на камне» (он же получил «Приз профессиональных зрительских симпатий»), Театр юного зрителя «Саби» из Владикавказа кукол в спектакле «Кавказские игры», актеры Матие Госслен и Этьен Бланшетт за фантазию игры с предметом в спектакле «Убю на столе» «Самого ужасного театра» (г. Монреаль, Канада), а также «арлекинцы» Дмитрий Войдак и Марина Солдатова за критический обзор спектаклей фестиваля в стиле театра Петрушки. Спонсор «Арлекина» Омский аэропорт вручил свои призы Детскому театру Республики Сербской (г. Баня-Лука, Босния и Герцеговина) за спектакль «Грустный принц» и театру «Весел» (г. Велико-Тырново, Болгария) за спектакль «Стойкий оловянный солдатик».

Последний по счету – весенний фестиваль «Молодые театры России» открылся 23 мая и продлится до 31 мая. Проводит его Омский государственный «Пятый театр». В программе – спектакли «Этюд-театра», театр-фестиваль «Балтийский дом», ON.театр, (Санкт-Петербург), театра «У Моста» из Перми, театр «Брокентокерз» (Ирландия), Молодежный театр (Словения) и Театр для детей и молодежи (Кемерово), Театр «Форст Энтертейнмент» (Великобритания), Драматический лицейский театр (Омск), «Театр №99» (Эстония). Спектакли молодых театров – это всегда эксперимент, провокация и эпатаж. Чем больше их в афише – тем лучше фестиваль, это бесспорно. Зрители, приходя на спектакль, должны быть готовы к этому. И одновременно молодые театры – это свежая, сильная струя в бурном течении мирового театрального искусства. И остается только радоваться, что город оказался в центре мировой культурной жизни. Жаль только, что совпадение во времени множества событий иногда заставляет очумело крутить головой и горько сожалеть, что не все успел увидеть. Зато оставляет незабываемые впечатления. Вот это и есть – культурный шок.





оригинальный адрес статьи