Театральная компания ЗМ

Пресса

13 августа 2013

Маковецкий покажет «пластику» для «Дяди Вани»

Оксана Моисеева | Газета «Ульяновская правда»


Совсем скоро поклонников Мельпомены и Талии ждет настоящая театральная феерия - в Ульяновск едет «Золотая маска». Жители и гости региона смогут воочию увидеть лауреатов одной из самых престижных российских национальных театральных премий. Фестиваль «Лучшие спектакли в Ульяновске», который откроет программу III Международного форума «Культура нового поколения» в Ульяновской области, пройдет в Ульяновске со 2 по 9 сентября.

Скандал, перешедший в триумф


Две бесспорные жемчужины репертуара, который будет предложен в рамках программы зрителям, - спектакль «Дядя Ваня» театра имени Евгения Вахтангова и постановка театра «Мастерская Петра Фоменко» «Волки и овцы». Оба этих спектакля в свое время наделали шуму в столичных театральных кругах. Премьера чеховской пьесы состоялась осенью 2009 года. Ставил «Дядю Ваню» художественный руководитель театра Римас Туминас. К этому времени известный литовский режиссер уже два года руководил труппой театра, но оставался для многих «варягом». Высказывались опасения, что он с недостаточным пиететом относится к отечественным театральным традициям. Плюс неизбежные закулисные интриги и прочие тайны мадридского двора. Дошло даже до попытки «свергнуть» худрука. Тогдашний министр культуры Александр Авдеев лично приезжал в театр на репетицию «Дяди Вани». Однако премьера все расставила по своим местам: едва не состоявшийся скандал мгновенно превратился в подлинный триумф и режиссера, и актеров. Спектакль назвали сенсацией. Критики единогласно сошлись на том, что до прихода Туминаса театр, можно так сказать, функционировал, а не блистал, и длилась сия бес-цветная пора минимум лет пятнадцать. Поэтому «Дядю Ваню» назвали настоящим прорывом и посчитали, что альтернативы Туминасу как худруку труппы просто нет. Судя по тому, что Римас возглавляет театр и сейчас, критики оказались правы.

Назвать актерский состав (который, кстати, приедет и в Ульяновск) звездным - скорее, преуменьшение. Сергей Маковецкий, Людмила Максакова, Владимир Симонов, Владимир Вдовиченков волею режиссера представят ульяновским зрителям совсем другого, непривычного Чехова. В рецензиях на спектакли писали, что Туминас сделал, что там говорить, весьма «затертой» многочисленными, но часто не слишком-то удачными постановками пьесе «пластическую операцию по омоложению». Он разработал четкий рисунок ролей, который не ставит чеховское произведение с ног на голову, а лишь позволяет взглянуть на него слегка под другим углом. Почти все персонажи - воплощенные карикатуры на самих себя, чьи качества доведены до абсурда. Мария Васильевна Войницкая в исполнении Людмилы Максаковой - сильно постаревшая женщина-вамп, которая зубами и когтями держится за этот имидж, хотя уже ясно, что в самом ближайшем будущем ее ожидают одни объятия - объятия сенильного слабоумия. Елена Андреевна - провинциальная «фам фаталь», русалка с отработанным, но ограниченным набором соблазнительных реплик и поз. Доктор Астров в исполнении Владимира Вдовиченкова - воплощенная брутальность, деревенский мачо в ковбойской шляпе. Но больше всего гротеска выпало на долю Владимира Симонова, который играет профессора Серебрякова. Он несет себя на сцене, как памятник самому себе, походкой пушкинского Командора на негнущихся ногах. На этом фоне жизни фальшивой особенно выделяются два живых человека - Соня и Иван Войницкий в исполнении блистательного Сергея Маковецкого. Критики в один голос твердили, что это, пожалуй, лучшая театральная роль Маковецкого. По их отзывам, он сыграл ее в эстетике Чарли Чаплина, но, естественно, по-своему. Сыграл состарившегося ребенка, которого почему-то миновала стадия взросления. И от этого еще горше звучит из его уст знаменитая реплика «Пропала жизнь». А не менее «растиражированным» словам Сони про небо в алмазах, которые звучат не утешающе, а с пылом юной пионерки, почему-то не веришь…

Островский по-китайски


Спектакль «Волки и овцы», поставленный театром «Мастерская Петра Фоменко», что называется, прошел проверку временем - премьера состоялась в уже далеком 1992 году. Но в свое время не то чтобы скандал, а, скорее, недоумение вызвал тот факт, что его режиссером стала… китаянка Ма Чжен Хун. Тем не менее будь на ее месте стопроцентный русский в двадцатом поколении, он вряд ли смог продемонстрировать более бережное отношение к нашей классике и театральным традициям. Однако при следовании им ощущения «запорошенности нафталином» тоже не возникает. Учитывая, что сюжет пьесы - афера с векселями, понятно, что в наше время она не только не потеряла, а, скорее, приобрела актуальность. Действие подается остро, почти гротескно, а современные ассоциации не подчеркиваются режиссером и игрой артистов, а сами приходят зрителю.

Тысяча цветов и «кукольный» Чехов

«Мирлифлор» - в переводе с латыни «аромат тысячи цветов». Танцевальный спектакль, который тоже смогут увидеть ульяновские зрители, поставлен для российско-европейского проекта Intradance костромской компанией «Диалог Данс» в содружестве с бельгийским хореографом Карин Понтьес. В «Мирлифлор» - всего четыре танцовщика, и это не просто персонажи, а собирательные образы, объединившие в себе внутренние миры миллионов жителей планеты. Герои существуют в неком абстрактном пространстве, где позволено выразить все свои потаенные желания. Поведение героев порой бывает весьма агрессивным. Ведь на сцене гос-подствует дух безнаказанности, что выявляет все, что обычно скрыто, показывая двойственность человеческой природы.

- «Mirliflor - спектакль о людях, «которые забывают себя», о сдержанной внутренней красоте, которая движет четырьмя персонажами в месте, где возможно все. Забавные и странно знакомые, они погружаются в страсть материи и забвение и обнаруживают свою человеческую хрупкость, - говорит хореограф спектакля Карин Понтьес.
Кроме этого, зрители смогут увидеть еще два спектакля - причем тоже по Чехову. Театр юного зрителя из Екатеринбурга предложит нам свою версию «Каштанки». А спектакль «Медведь», который привез в Ульяновск коллектив из Костромы, - тоже своеобразная жемчужина. Дело в том, что это первая постановка известной чеховской пьесы, осуществленная на сцене театра кукол. Знакомый сюжет этого водевиля в исполнении кукол смотрится по-новому. У костромского театра кукол и московского творческого объединения «Культ Проект» получилось увлекательное и озорное действо.



оригинальный адрес статьи