Театральная компания ЗМ

Пресса

6 сентября 2013

Какие фильмы разбирают на фразы и почему искусству нельзя связываться с политикой

Игорь Улитин | Интернет-портал Mosaica.ru

На днях в Ульяновске стартовал фестиваль спектаклей - обладателей премии «Золотая маска». И первым в этом списке постановок стал чеховский «Дядя Ваня», которого в наш город привез театр имени Вахтангова. На второй день пребывания в Ульяновске актеры, играющие в спектакле, собрались, чтобы пообщаться с журналистами. Самыми разговорчивыми среди них оказались звезды Сергей Маковецкий и Владимир Вдовиченко, а также постановщик спектакля Римас Туминас.

- Сергей Маковецкий как-то сказал в интервью, что актер от спектакля получает больше, чем зритель. Что вы получили от прошедшего спектакля?


Владимир Вдовиченков: Во-первых, аванс, - шутит актер.



Сергей Маковецкий: Я получил от спектакля удовольствие. Хотя, конечно же, мы немного волновались. Но зрительный зал сразу нас принял и даже начал хлопать. При том, что я не люблю аплодисменты во время спектакля – мне кажется, что они мешают, было приятно, поскольку зал принимал. И мне показалось, что зрители остались вдохновлены. А я тем более.

Римас Туминас: Мы всегда повторяем – не верьте, когда говорят, что актер после спектакля устал. Если актер играет честно, открыто, то невозможно устать. Артист отдыхает во время спектакля. Устают от плохих спектаклей

- Но ведь есть очень тяжелые роли. Неужели от них тоже получают удовольствие?
Римас Туминас: Для того и существует игра, которая спасает и защищает организм человека. Иначе да – придется тяжело. Если актер будет убеждать себя, что он Иван Грозный, тут уже и галлюцинации могут начаться. А это значит – пора в больницу. Но это уже не имеет отношения к игре, к искусству.

- Владимир, на сегодняшний день вам уже удалось избавиться от следа «Бумера» и «Бригады»?


Владимир Вдовиченков: Нет, не удалось. Зритель любит этих персонажей и не готов проститься со мной в их роли. Но себя мне удалось убедить, что я могу играть что-то еще. Раньше я говорил, что роли в «Бумере» и «Бригаде» не будут мешать мне всю жизнь. Я ошибался – мешают. Но тем приятнее делать сюрпризы, когда показываешь, что можешь сыграть что-то еще. При этом киноработы, если среди них есть значимые, все равно оставляют у всех актеров отпечаток на творческой карьере.

- Роль Остапа в «Тарасе Бульбе» не помогла избавиться от шлейфа? И кого бы хотелось сыграть еще из героев классики именно в кино?



Владимир Вдовиченков: Римас Владимирович что-то собирался снимать, говорят. Если позовет, буду играть, кого предложит, - шутит артист. – А если честно, то сейчас не стоит вопрос, кого сыграть. Есть вопрос, как.

Если говорить про роль Остапа, то, наверное, не помогла. Это не та роль, которая могла бы что-то изменить. Сильнее изменил театр. Он для артиста как спасательный круг.

Сергей Васильевич, роли в фильмах «Поп» и «12» вас как-то изменили?



Сергей Маковецкий: Раньше я говорил, что роли меняют человека. Но сейчас убеждаюсь, что, наверное, нет. В процессе работы темы тебя будоражат, но рано или поздно занавес закрывается и вы выходите в жизнь. Но если ты все время будешь ходить с благостью попа, как потом с тобой будут общаться другие люди? Если бы человека меняли роли, книги, выставки, то представьте, каким бы был тогда человек – да он давно бы на небе жил.

- Вопрос всем. Сейчас можно часто слышать фразу: «Было советское кино, и его расхватывали на фразы. А сейчас таких фильмов нет». Между тем Владимир Вдовиченков и Сергей Маковецкий снялись в «Бумере» и «Ликвидации», которые так же растащили на крылатые фразы. Каким должен быть сценарий, чтобы слова из него пошли в народ?

Владимир Вдовиченков: Сценарий должен быть хороший, чтобы эта история коснулась людей и осталась в их памяти. И у сценариста должен быть талант, чтобы эти фразы звучали одинаково из всех уст, а фильм расхватывали на цитаты.


Сергей Маковецкий: А во-вторых, кино должно быть хорошо сделано. Потому что если есть хороший сценарий, а фильм сделан бездарно, то тогда люди не услышат эти фразы. Но все-таки сценарист должен эти фразы придумать. Для «Ликвидации» Поярков полгода писал сценарий. Он слушал, как говорят одесситы, и записывал. И у него вышло очень много хороших крылатых фраз для своих героев. А потом появилась компания актеров, прекрасный режиссер. А если вам не нравится, как играет один, другой, разве вы эти фразы запомните? Нет.


- Владимир, вам пришлось играть президента России. Как вы считаете, политика и искусство как-то связаны?

Владимир Вдовиченков: Я хотел бы предложить всем артистам и вообще всем публичным людям не участвовать в публичной агитации. Потому что артист в силу профессии обладает большим влиянием на людей. И в то же время артисты – слабые люди. На них легко воздействовать, например, отобрав роль. Поэтому я за такой «Меморандум о бездействии». И если бы он был, я бы просто сохранял молчание. Искусство и политика – это две совершенно разные вещи.






оригинальный адрес статьи