Театральная компания ЗМ

Пресса

25 июня 2014

«С любимыми не расставайтесь!» Спектакль Московского ТЮЗа на сцене Чехов-центра

Олег Евсюков | Интернет-портал Citysakh.ru

"Вы когда-нибудь задумывались, что значат для человека любовь, семья?", - вопрошает Судья, даже не надеясь на искренний ответ. Митя и Катя разводятся из-за "несходства характеров". "Несходство характеров" - самая распространенная формулировка причины, по которой за разводом приходят пары. Но за этой безликой фразой скрываются настоящие чувства – боль, обида, страх одиночества, и всегда любовь.

"С любимыми не расставайтесь" - спектакль в рамках фестиваля "Золотая Маска" прошел вчера в Чехов-центре. В постановке главного режиссера Московского ТЮЗа Генриетты Яновской этот спектакль заставил переживать зрителей Южно-Сахалинска.

Перед лицом Судьи ежедневно предстают истории совместной жизни пар. На плечах у нее ответственность за расторжение брака. Часто звучащий последний вопрос: "Вы любите гражданина/ку_______?" далеко не всегда получает отрицательный ответ от людей, которые, казалось бы, решили разорвать отношения окончательно и бесповоротно. По словам Генриетты, судья в пьесе Володина – это слепок с бессмысленных судов и бессмысленных советских текстов, утверждающих, что жить ты должен, думая о счастье будущих детей, а твоя жизнь пока подождет.

Когда пьесу показывали в Союзе, над этим образом смеялись или робко улыбались – не понятно было, можно ли над "этим" смеяться? "А мы подумали, что она еще и женщина, что у нее есть своя жизнь, - рассказывает о своем персонаже Виктория Верберг, заслуженная артистка России, - То, что происходит за закрытыми дверьми - никто этого не знает, как человек может страдать, как ему может быть плохо и как он при этом должен вмещать в себя всю эту помойку, потому что у него такая работа. Помоечная работа. Все приносят свое дерьмо. А она должна в этом дерьме копаться. Кто с кем спал, сколько раз, кто пьет, кто бьет? Это же гадость в этом белье копаться! Но такая у нее работа. И кто-то должен это делать. Но что на самом деле у нее происходит? И вот кусочек того что у нее внутри, волей Генриетты и автора мы увидели. Это неожиданно. Что она может плакать и что ей может быть плохо".

И действительно, в кульминации перед нами вместо безымянного советского кросс-функционера появляется живой человек. Женщина, которая несет в себе груз понимания непростой действительности "совковых ячеек общества".

Яновской удалось удачно совместить воедино сюжетные линии из нескольких пьес Александра Володина и даже уже изрядно постаревшая и немного чокнутая Агафья Тихоновна из Гоголевской "Женитьбы" то и дело пристает к героям, чтобы рассказать об убежавшем в окно Иване Кузьмиче. Все персонажи умело вплетены в двухчасовой узор пьесы. И все они объединены одной темой. Темой глубокого омута переживаний и ощущений, который многие люди называют любовью.

Все это умело завернуто в букет коммунистического пространства. Сергей Бархин, народный художник России, лауреат многочисленных театральных премий воссоздал на сцене кусок советской эпохи. Теплотрасса под потолком, телефонная будка, чугунная ванна, старый стол, костюмы и прически героев – все это погружает зрителя в атмосферу 70-х годов прошлого столетия.

Но чудесный спектакль – это еще не все! После него состоялась пресс-конференция, на которой актеры и сам прославленный режиссер с удовольствием рассказывали журналистам об истории рождения спектакля:

"История молодых людей, упертых баранов, любящих и упертых. Каждый из которых, настаивает на своей непонятной правде, свободе, зависимости", - так описывает спектакль Генриетта Наумовна.

Конечно же, не удалось уйти от сравнения свежей постановки с поставленным по мотивам фильмом 1980-го года выпуска с тем же названием. Главные роли в нем исполнили Александр Абдулов и Ирина Алферова.

"Я не боролась с фильмом! - восклицает Яновская, - Женечка (Евгений Волоцкий) – не Абдулов, он другого порядка герой. Соня (София Сливина) – не Алферова, и Слава Богу! Мы искали самых нормальных людей, потому что человеческое чувство – высокое, трагическое, страшное, разрушающее, вцепляющееся в друг друга, не зависит от того, на сколько любимцем публики является Абдулов. Это каждый человек. Каждый из людей"

И правда, "С любимыми не расставайтесь" - одна из самых пронзительных пьес Володина. Когда все больше разрастаются злоба и неприязнь, провоцируется конфликт, говорить о любви, о привязанности, о цене расставаний особенно актуально.




оригинальный адрес статьи