ENG
27 июня 2014

В Южно-Сахалинске показали веселую сказку с участием «покойников»

Марина Ильина | Интернет-портал Sakhalin.info

"Все лучшее — детям" — под таким девизом состоялось первое знакомство сахалинцев с Российским академическим молодежным театром (Москва).

Сказку РАМТа "БЕСстрашный барин", отмеченную спецпремией фестиваля "Золотая маска", поставила режиссер Марфа Горвиц. Честно — надо обладать большим воображением, чтобы представить: спектакль в оптимистическом жанре — "очень страшная сказка на ночь" — с участием парочки периодически оживающих трупов идет под перманентный хохот. Хотя сюжет М.Горвиц нашла в сборниках русских сказок и преданий фольклориста середины XIX века Александра Афанасьева, ею явно двигало не желание законсервировать богатое и мрачноватое наследие русского народа с понятным трепетом перед сакральным. Ученица педагога и режиссера Сергея Женовача, участвуя в творческой лаборатории "Молодые режиссеры — детям", точно уловила эту нашу страсть к экстриму, желательно сидя на диване. Причем — очень издалека: ну какое детство обходится без мелкой дрожи страшилок ("в черной-черной комнате черная рука и т.д.", желательно в отсутствие родителей и чтобы при этом внезапно погас свет). Отдельные лица, если вовремя не наиграются в "ужасы нашего городка", в дальнейшем добирают свое через паркур, "зацепинг" или на спор тырят мелочь в бутиках. А тут, сидя в уютном кресле, можно получить лошадиную дозу адреналина без ущерба здоровью, а заодно проникнуться фантастическим ощущением летучего театрального чуда без особых новомодных фокусов.

И пусть себе патриархальная крестьянская семья сидит-починяет на лавочке полотно для общего блага, всегда найдется тот, кому неймется, который ищет подвигов на свою голову и другие части тела, и нет ему, как мальчишке-плохишу без родительского пригляда, удержу. И сам себя он накручивает с упорством жизнерадостного самоубийцы — мне бы ночь потемнее да лес подремучей. Да по дороге еще подбирает пару молодых симпатичных мертвецов — дескать, вместе веселее и в хозяйстве пригодится. И как в воду глядел. В битве за королевский дворец с местной нечистью-нежитью, понаехавшей из чистого русского фольклора, наши победили. И ничего святого, как и страшного, в спектакле нет: одного покойника простодушный барин дружески щекочет за пятки, другого снимает с веревки. В общем Вий тут отдыхает и Дракула нервно курит в сторонке.

Главным спецэффектом тут является не видео или полеты на Луну на тросике, а умение обращать на пользу всякий предмет. В нынешних сказках бутафорам немного дела, потому что самый универсальный инструмент — актеры, способные на наших потрясенных глазах превращать что угодно во что надо, хоть девушку в часы-кукушку, хоть мужичка в нервную лошадь. Невозможно не поддаться обаянию компании гостей-пересмешников, в числе которых очень живенько и обаятельно выглядели мертвый колдун (Денис Баландин) и бодрый висельник (Виктор Панченко). Они заражают неослабевающим азартом, несмотря на то, что этой истории уже четыре года, и побуждают к фантазированию детей — чтобы белое полотно обращалось во дворец, а потом Гримпенскую трясину, чтобы по одной ветке вы сочинили себе чащу, а по стуку колес — поезд, увозящий в загадочное путешествие. Именно на таком чудесном поле родились в свое время великие — Андерсен, Гоголь, Гофман, Перро...

Не убеждена, что публика "+6" полностью оценила бездну заложенного в "БЕСстрашном барине" тонкого юмора и изобретательности. Зато сказка про "авантюриста-поперечника" очень полюбилась родителям, которых взяли на детский сеанс. И для полноты счастья хотелось бы еще раз зазвать на Сахалин замечательный театр (в котором, кстати, служит актером экс-худрук Чехов-центра Андрей Бажин), чтобы увидеть их большие и главные работы. Будем ждать и надеяться.



оригинальный адрес статьи

Пресса