ENG
1 июля 2014

Спектаклем Театра Наций завершился фестиваль "Сахалинская рампа"

Марина Ильина | Интернет-портал Sakhalin.info

Фейерверк у Чехов-центра поставил финальную точку большого праздника театра — II межрегионального театрального фестиваля "Сахалинская рампа". Он закончился на высокой ноте — спектаклем "Рассказы Шукшина", поставленным режиссером Алвисом Херманисом в Театре Наций. Рассказы Василия Макаровича Шукшина стали отправной точкой для создания спектакля, который исследует человека — главный интерес актера и художественного руководителя Театра Наций Евгения Миронова. Актеры рассказывали очень простые истории под взглядами сегодняшних жителей алтайского села Сростки, запечатленных на огромных баннерах, которые наряду с огромным помостом-скамейкой были единственными элементами сценографии спектакля. А большего и не требовалось — блистательная игра и обаяние народных артистов России Евгения Миронова, Чулпан Хаматовой и их коллег по сцене Юлии Свежаковой, Павла Акимкина, Александра Новина, Александра Гришина, Натальи Ноздриной, Дмитрия Журавлева сделали спектакль поистине звездным мгновением фестиваля. И общечеловеческий посыл его столь силен, что не нуждается в переводе: спектакль А.Херманиса, удостоенный "Золотой маски" и всех мыслимых наград, принимают с равным восторгом на всех широтах — что в Южно-Сахалинске, что в Европе.

За шанс "заманить" к себе одного из ярчайших современных режиссеров Театру Наций пришлось поконкурировать с Олегом Табаковым и Галиной Волчек, рассказал на встрече с труппой Чехов-центра и журналистами Евгений Миронов. Не последнюю роль сыграло обстоятельство, что всякий режиссер в Театре Наций, где отсутствует постоянная труппа, для реализации идеи проводит кастинг. О том, сколь немалую роль в актерской судьбе играет везение, можно судить по Чулпан Хаматовой, которая, по собственным словам, "напросилась" к Херманису "хоть табуреткой" (а к режиссеру Томасу Остермайеру — "хоть кактусом постоять"), а в итоге играет в шукшинских миниатюрах с десяток ролей. Как и все ее товарищи по этому театральному счастью.

Театр Наций — явление многогранное: под его эгидой взращивается фестиваль современного искусства "Territoriя", фестиваль театров малых городов (до ста тысяч жителей), являющийся предметом особой опеки и любви Е.Миронова. В следующем году одним из важных акцентов Театра Наций станет русская классика, поскольку в репертуаре превалирует мировая драматургия. Так, постановку по сказкам Пушкина осуществит великий Роберт Уилсон, которого ждали в театре не один год. На площадках театра привечаются молодые, амбициозные режиссеры и рождаются социальные проекты. Например, идея спектакля "Бросить легко" возникла после встречи со зрителями — пациентами центра реабилитации наркоманов. Ребята выходят на сцену и рассказывают свои личные жизненные драмы. "Это сильнее оружия! Я бы снял этот спектакль и показал бы по "Первому каналу" — как сеанс реабилитация и для них, и для тех, кто смотрит" — сказал Е.Миронов.

Чулпан Хаматову, конечно, не могли не спросить о фонде помощи тяжелобольным детям "Подари жизнь", созданном ею восемь лет назад вместе с актрисой Диной Корзун и ставшем частью ее жизни. Сейчас быть причастным к благому делу неравнодушным людям стало очень просто, сказала актриса: в каждом отделении Сбербанка есть специальные бланки "Подари жизнь", где нужно только вписать нужную сумму, и ваше доброе дело пойдет во спасение.

Для зрителей особой радостью стало, что на "Сахалинской рампе" в обойме Театра Наций зажглась и фееричная "Шведская спичка", которую мастерски разыграла актерская команда, большей частью — "кудряши" (выпускники мастерской Олега Кудряшова, ГИТИС-РАТИ). Именно ее постановщик, режиссер Никита Гриншпун несколько лет назад запустил процесс обновления Чехов-центра (режиссерские лаборатории, читки и т.д.), так что слова Евгения Миронова о нынешней "крутой театральной жизни" на Сахалине — на его счет тоже. Е. Миронов выразил уверенность, что слоган "2014 год — Год культуры" на здании Дома Правительства в Южно-Сахалинске, чего он не встречал ни одном городе, не просто слова: "Думаю, что сахалинская культура имеет поддержку власти".

Сахалинским актерам было отрадно услышать из его уст, что миссия современного театра неизменна с гоголевских времен — театр-кафедра. Худрука Театра Наций тревожит стремление законодателей приравнять театр к сфере обслуживания, а творчество — к представлению услуг наряду со школами и больницами: "Мы счастливые с вами люди, потому что живем в стране, где театр — больше, чем театр. Но до сих пор многие начальники от культуры не понимают, что искусство не может быть рентабельным. А ведь именно по отношению государства к искусству будут судить об уровне этого государства". Одним словом, "Чехов первее лосося".



оригинальный адрес статьи

Пресса