ENG
8 сентября 2014

«Три сестры»: мысли ульяновцев в исполнении Малого драматического театра

Виктор Мартынов | Интернет-портал Media73.ru

7 сентября в ульяновском областном драмтеатре показали спектакль «Три сестры» Малого драматического театра – Театра Европы. Показ прошёл в рамках фестиваля «Золотая маска» в Ульяновске».

«Классика тем и интересна, она проявляет проблемы, которые не меняются», – сказал перед спектаклем один из актёров, исполнитель роли Тузенбаха, Сергей Курышев. По сюжету действие пьесы проходит в губернском городе на рубеже 19-20 веков. Три сестры – Ольга, Маша и Ирина – 11 лет живут в провинциальном губернском городе, и практически единственное их желание – уехать в Москву за лучшей жизнью. Чем не желание некоторых ульяновцев века 21-го? Чем они там будут заниматься неясно, но при этом твёрдо уверены, что жить им там будет лучше. Но ни для переезда, ни для какого бы то ни было налаживания жизни в своём городе, никто ничего не делает, только мечтают на крыльце дома. Более того Ирина с детства не приучена была к труду, и относилась ко всякой трудовой деятельности с некоторой брезгливостью.

«Она понимает, что ей исполняется двадцать лет, и эти двадцать лет не такие весёлые. По тем временам до двадцати лет не выйти замуж – практически трагедия… Ситуация почти безвыходная, но всё равно в силу желания борьбы, есть цель уехать в Москву. Но, думаю, даже если бы они добрались до Москвы, вряд ли бы что-то изменилось», – рассказывает исполнительница роли Ирины Елизавета Боярская.

Со своими мечтами, надеждами и разочарованиями видим и других героев. Практически все актёры за день до спектакля говорили, что он о судьбах героев. В спектакле самые простые декорации: простой серый деревянный фасад двухэтажного дома и такое же серое деревянное крыльцо, спускающееся со сцены в зрительный зал. К слову, на фоне таких декораций внимание невольно приковывается к персонажам, стараясь уловить каждое слово. Что, разумеется, большой плюс.

«Почти на пустом пространстве остаются люди и остаются отношения между людьми. Всё, больше ничего», – говорит Боярская.

С мечтами на лучшую жизнь встречаем мы в начале спектакля брата трёх сестёр Андрея. Занимается наукой, мечтает стать учёным в московском университете, но карьера его заканчивается должностью секретаря в земской управе. По ходу спектакля меняется и его отношение к таком развитию событий: если в начале он практически презирал подобное развитие событий, был полон надежд и стремлений, то за несколько лет что-то в нём переломилось, мечтать перестал, и он, наоборот, стал гордиться своей должностью, заливаясь речами о всей её важности.

Ещё один знакомый сюжет – любовный треугольник между Машей, мужем Кулыгиным и подполковником Вершининым. Вершинин тоже женат, но, как и Маша со своим мужем, также несчастен в браке. Между Вершининым и Машей сразу вспыхивает взаимное чувство, и в конце, когда солдаты уходят из города, они сливаются в таком страстном поцелуе, что их приходится разнимать. Кулыгин же зная про эту связь, старается её не замечать, и радуется отъезду военных в надежде снова зажить по-старому.

«Что раньше, что сейчас, что через триста лет люди также будут вздыхать, и говорить, как тяжело жить», – говорит один из героев пьесы. «Аптека. Улица. Фонарь», – хоть это из другого произведения, но некоторые ассоциации присутствуют.

Хотя наивное желание, что «лет через триста» жить будет лучше, в пьесе есть. Вот тот же Тузенбах, глядя на трёх сестёр, говорит, какие они молодцы, знают несколько иностранных языков, перечисляет все их достоинства, и выражает надежду, что вслед за ними тремя появится шесть таких же человек, потом девять и так далее, пока вся планета ими не заполнится.

Ещё одну мысль, которую так или иначе не раз озвучивают её герои состоит в том, что нужно просто жить работать и тогда будет счастье. Что значит «просто жить»? Вот по ходу спектакля можно услышать историю о пленном французском дипломате, который, сидя в тюрьме, любовался полётом птиц за окном, а в повседневной жизни этого не замечал. И выйдя на свободу, он снова перестал замечать птиц.

Пьеса завершается уходом полка из города под музыку военного оркестра и словами Ольги: «Музыка играет так весело, бодро, и хочется жить! О, боже мой! Пройдет время, и мы уйдем навеки, нас забудут, забудут наши лица, голоса и сколько нас было, но страдания наши перейдут в радость для тех, кто будет жить после нас, счастье и мир настанут на земле, и помянут добрым словом и благословят тех, кто живет теперь. О, милые сестры, жизнь наша еще не кончена. Будем жить! Музыка играет так весело, так радостно, и, кажется, еще немного, и мы узнаем, зачем мы живем, зачем страдаем… Если бы знать, если бы знать!»



оригинальный адрес статьи

Пресса