Театральная компания ЗМ

Пресса

12 сентября 2014

Евгений Миронов и Чулпан Хаматова стали в Ульяновске деревенскими жителями

Артур Артёмов | Интернет-портал Ulnovosti.ru

Она – немногословная и загадочная. Он – словоохотливый и несколько усталый. Часовой разговор с каждым из них – несомненная удача для любого уважающего себя интервьюера. А с двумя сразу – везение, редко выпадающее на журналистскую долю.

Звезды отечественного театра и кино Евгений Миронов и Чулпан Хаматова на целых 60 минут стали собеседниками нашего портала.

Случилось это благодаря фестивалю «Золотая маска» в Ульяновске, в рамках которого руководимый Евгением Витальевичем Театр Наций представил спектакль «Рассказы Шукшина».

- У вас состоялась культурная программа. Какие достопримечательности Ульяновска удалось увидеть?

Евгений Миронов: Погуляли по городу. Побывали в доме, где родился Ленин. Сказать, что мы под впечатлением, значит не сказать ничего. Тем более что в отличие от Чулпан я здесь в первый раз. Ульяновск один из таких провинциальных городов, где по людям чувствуется, что народ, нация объединены. А не разобщены. Это ведь особенно актуально в наше не совсем простое время. Правда, старое название вашего города – Симбирск мне лично нравится больше. Я на заре своей театральной карьеры играл Адуева в «Обыкновенной истории». Поэтому хотел побывать в Доме Гончарова. Но не успел. В другой раз… Ваш губернатор это ваша отдельная достопримечательность. Таких знающих и деловых профессионалов поискать. Поверьте на слово, я много езжу по регионам России. И, кстати, мы договорились с Сергеем Ивановичем Морозовым, что фестиваль театров малых городов России, который ежегодно проводит Театр Наций, в ближайшие пару лет организуем в Димитровграде.

- Евгений Витальевич, вы же косвенно связаны с Ульяновском через премьера нашего драмтеатра Владимира Кустарникова, с которым вместе учились в театральном училише…

- Да, Володя мой однокурсник, дружеством с которым я без преувеличения горжусь. Мы, к сожалению, не смогли встретиться в этот раз. За два часа до нашего приезда в Ульяновск Володя с театром вылетел на гастроли во Владикавказ. Мы вместе учились в Саратове и даже когда-то вместе репетировали одну и ту же роль. Была здоровая конкуренция. Хотя я всего оказался во вспомогательном составе дублером Кустарникова. Ведь Володя был вне конкуренции. Когда мы учились, Володя уже был театральной звездой Саратова, великолепно сыграв в спектакле «Когда я стану великаном». Примерно в то же время на экраны вышел одноименный фильм, в котором главную сыграл еще один мой хороший друг Миша Ефремов. Так вот Володя на фоне всего нашего курса зажигал.

«ИДИОТ» ГОТОВ РАЗДЕТЬСЯ НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ

- Недавно вы оба приняли участие в благотворительной, хотя и несерьезной акции с обливанием холодной водой Ice Bucket Challenge. Это как-то увязывается с серьезной благотворительностью, которой вы занимаетесь?

Чулпан Хаматова: Очень сложно продвигать благотворительность такими вот легкими путями, когда ты не затрачиваешься по-крупному. Не тратя больших денег, ты удачно пропагандируешь свой мэсседж в самом прекрасном смысле этого слова, вовлекаешь в свою акцию все большее количество людей. К тому же это делается без надсадности и грусти, которая неизменно присутствует в глобальных благотворительных акциях. Например, от содействия с моим фондом «Подари жизнь» некоторых отпугивает именно необходимость близкой сопричастности к чужой боли. В обливании холодной водой момент трагизма отсутствует вообще, все достаточно безответственно, с юмором, радостно, позитивно и хулиганисто. Но при этом благодаря своему «безумию» собрали достаточно большую сумму...

Е.М.: Я попал в этот «поезд» на его полном ходу. Ничего об этой акции не знал вообще. Позвонила Чулпан: «Ты обольешься водой?» Я сразу же ответил: «Конечно…» И только, подумав, спросил: «А зачем?» Уяснив, зачем, понял. Что это не какое-то изощренное извращение. Собирать деньги всегда очень сложно. Делать это с нудными, постными лицами – не пробьешься. А этот способ работает. Надо будет для благотворительности – в следующий раз я разденусь на Красной площади. И что угодно я сделаю, лишь бы помочь людям, оказавшимся в беде…

«ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ – ВСЕ ВРЕМЯ МУЧИТЬСЯ»

- Визитная карточка Театра Наций спектакль «Рассказы Шукшина» далек от столичного гламура, налет которого априори присутствует в жизни звезд вашего уровня. К тому же режиссер спектакля – латыш Алвис Херманис. Почему тогда все-таки почвенник и в хорошем смысле слова «деревенщик» до мозга костей Шукшин? И что лично для вас, Евгени, было труднее – с вашим обаянием сыграть негодяя Прохора в «Охоте на пиранью» или истребить в себе мегаполис, играя шукшинских «чудиков»?

Е.М.: Мы перед спектаклем ездили на малую родину Василия Макаровича Шукшина в село Сростки Алтайского края, прожили там некоторое время. Увидели живых людей. Изменили свои представления о деревне. Когда начали репетировать, Алвис сказал: «Все, никаких ушанок, ватников, валенок и самоваров». В Сростках мы много общались с теми, кто помнит Шукшина, с его одноклассниками, друзьями. Земляки Василия Макаровича были первыми зрителями нашего спектакля. Они так громко, искренне и наивно узнавали себя – это была потрясающе живая реакция. Мы в декорациях используем фотографии жителей села Сростки. И всякий раз, выходя на сцену главным героем рассказа «Сапожки», я чувствую огромную ответственность перед парнем с фотографии, которого, по сути, и играю. Он так на меня смотрит с фото, что я становлюсь документальным до паспортности. Я и сам не вполне городской, родился даже не в Саратове, а в райцентре области. Всеми своими лучшими качествами, которые во мне есть, обязан своей малой родине и людям, которые меня окружали в то время. Например, фронтовичке тете Люсе. По выходным и праздникам она надевала свою единственную шляпу, втыкала в нее какой-то немыслимый ярко-алый искусственный цветок, которые при входе на кладбище продавали. Выезжала на своем инвалидном кресле на улицу, брала аккордеон и… О, это было счастье. Или моя родня, которая жила по принципу: сегодня гуляем вместе, а завтра бьем друг друга. Это же тоже герои Шукшина. Это и мои истоки… Что касается Херманиса, то мы некоторое время тоже посомневались. Оказалось, прекрасное видится издалека. Алвис разглядел все самые прекрасные и чудесные черты жителей российской глубинки. Этот иностранец, хоть и выросший в СССР, смог объяснить нам то, что мы сами про себя не знаем. Он часто говорил нам во время репетиций: «Вы не понимаете самих себя, не знаете себе цены. Шукшин и его «чудики» это «валюта» России. Он поэтому и отказался от нашего русского фетиша: изб, колодцев, коромысел. Для него, как, впрочем, и для Шукшина, люди самое главное. Он и вашего земляка Гончарова ставил, его «Обломов» с успехом шел в Латвии и Германии. Сейчас, к сожалению, мы разошлись с Алвисом. Он негативно относится к тому, что происходит в нашей стране, в том числе в связи с Украиной. Но фамилию с афиши не снял. И за это я, честно говоря, ему благодарен.

Ч.Х.: Из всех актеров, работающих в нашем спектакле, коренной москвич только один. К тому же у нас получился наднациональный спектакль. Не так давно мы играли «Рассказы Шукшина» в Лионе. Так там одна француженка полспектакля плакала навзрыд. После спектакля пришла за кулисы и призналась, что очень хорошо понимает рассказ «Сапожки». Потому что ее муж тоже долго не мог себе позволить купить жене сапоги. Представляете – во Франции…

Е.М.: Если сравнивать Прохора из «Охоты на пиранью», князя Мышкина в «Идиоте», братьев близнецов в «Апостоле» или героев Шукшина, невозможно объяснить, что сложнее. Это все теория. Всякий раз, как начинаешь работу над новой ролью, кажется, что сложнее нет ничего на свете. Приходится бороться с собственной ленью, лавировать между уже наработанными актерскими штампами. Это такая профессия – все время мучиться…

КРАЖА ЗАБОРА ОТ ШВЕЙЦАРСКОГО ПОСОЛЬСТВА

- Какие книги у вас сегодня в качестве настольных?


Е.М.: Собираясь в Ульяновск, с собой в дорогу взял последнюю фантастику Акунина. А дома ждет не раскрытой свежая книга Пелевина.

Ч.Х.: Никак не получается дочитать «Записки гадкого утенка» Григория Померанца. Сейчас в семье две школьницы. Поэтому вместе с ними читаю учебники по истории, математике, английскому языку. Очень интересно, кстати.

Евгений, можете продолжить список известных и талантливых на «М»: Миронов, Машков, Маковецкий?

- Упс, вы Меньшикова забыли… И сейчас много молодых и способных артистов. Вопрос только один – долго ли они продержаться, устоят ли. Сейчас ведь у молодых актеров в Москве и возможностей больше, и денег, и соблазнов. Играешь в театре, снимаешься в кино, ведешь телешоу. Их дербанят на части. Это все так опасно для молодого неокрепшего талантливого организма. У нас с Машковым стержень был покрепче, что ли. Мы когда с ним делали наши первые спектакли, и он уже был в топе, и я снялся в фильме Валеры Тодоровского «Любовь» и получил свои первые фестивальные зачеты. Предложений было много. А мы как начинающие новички репетировали с остервенением. До трех утра, буквально засыпая над ролями. С таким упоением воровали ночью для нашего спектакля забор от швейцарского посольства или скамейку с Чистопрудного бульвара. Нам наш педагог Олег Палыч Табаков денег не давал. Сказал: «Пробуйте сами». Не догадывался даже, что мы способны на явный криминал ради искусства. Мы так хотели работать. Нам чувство недостатка работы жить мешало. Сейчас можно в любом сериале срубить бабло, не заглядывая в текст роли. Он не может выучить роль, но уже «звезда» и под него сценарист переписывает реплики, чтобы лучше запоминались. Что из него получится?! Может быть, конечно, это я уже ворчу и жалуюсь «по-стариковски»… Но в наше время, кто устоит, тот все – памятник…

- Что это за необычный кинопроект «Синдром Петрушки», в котором вы сейчас снимаетесь вместе?

Е.М.: По одноименному роману Дины Рубиной. Прекрасная кинематографическая история. Три месяца счастья совместной с Чулпан работы на съемочной площадке. Интересно еще и потому, что эта история про меня, про творческого человека. И я вдруг понял, как тяжело моим близким со мной живется. Я тут сделал открытие. Я живу так, что временами мне кажется, будто все вокруг должны работать на меня. Все обязаны мне помогать, ведь я занимаюсь таким важным делом. И вдруг взгляд со стороны на человека, который, как и я, ради сверхидеи служения своему ремеслу, ради необходимости творчески реализоваться живых любимых людей превращает в кукол, в своих марионеток. Это страшное испытание… Надеюсь, что в монастырь я не уйду. Хотя как знать…

СТАЛ ЛУЧШЕ ПОНИМАТЬ ПРЕЗИДЕНТА

- Актер - все-таки профессия более безответственная, чем режиссер, тем более худрук. С тех пор, как вы возглавили Театр Наций, часто ли задаете себе мольеровский вопрос: «Кой черт занес меня на эти галеры?»

- Каждый день. Я уже страшно далеко от истоков профессии. Иногда, как Мюнхаузен, вытаскиваю себя из административного «болота», стыжу себя: «Евгений Витальевич, вы же драматический артист». Я многому научился за время своего художественного руководства. И знаете, лучше понимаю президента Путина. Руководить – это каторга. Ежечасные компромиссы так напрягают. Вот передо мной потрясающий профессионал, но как человек – чудовище, чувырла болотная. Или наоборот есть люди с огромным сердцем, просто бычьим, но вредят делу, ибо не профессиональны по природе. А приходится и тех, и других сочетать, что огромный театральный механизм работал как сверхточные часы. Приходится много и часто ломать себя изнутри. Я ведь не был заводилой в школе. Теперь приходится быть заводилой. Иногда не хочется. А иногда остановиться не можешь, так заводишь всех.

- Если бы вам предложили сыграть первое лицо государства, вам хватило бы понимания ситуации, чтобы справиться с этой ролью?

- Во-первых, он еще живой, а кино о реальном человек допустимо снимать только после его смерти. Должно пройти время, чтобы объективно оценить масштаб сотворенного. Во-вторых, о власти можно сказать на другом материале. Например, я играю Калигулу. Столько общего. Ну, и, в третьих, если персонифицировать, у меня нет порой четкого отношения и понимания даже к самому себе. Я же развиваюсь постоянно, не знаю, как и куда меня завтра занесет. А вы говорите про первое лицо государства.

«ДАВАЙТЕ ВЫРАЩИВАТЬ СУПЕРРЕДЬКУ»

- Чулпан, вы недавно стали одной из немногих коллег рок-певицы Дианы Арбениной, которые встали на ее защиту после травли, которой она подверглась за «неполиткорректные» высказывания в поддержку Украины. Чем продиктован свой смелый поступок?

- Я давно являюсь поклонницей творчества Арбениной. К тому же мы с Дианой подруги. Я хорошо ее знаю. Уверена, что она ни в чем не виновата. Разве можно ставить человеку в вину его позицию, его убеждения?.. Полагаю, что все происходящее в связи с Украиной просто временная экспозиция. Она поменяется, и здравый смысл восторжествует. Артистам дадут заниматься своим делом, а политики займутся своим… В случае с Дианой произошло наоборот. Скорей бы только все устроилось…

- На искусство вводимые двусторонние санкции могут повлиять?


Е.М.: Очень много путаницы и информации говорит о том, что бред… Бред может победить, понимаете? У наших чиновников все еще советские мозги. Это значит, что так надо услужить начальнику, что его указания могу трансформироваться в результате в палеозойскую дикость. Когда речь идет о помощи российскому производителю, глупо говорить о том, что все должны немедленно пересесть на «Лады-Калины». А вместо айфонов использовать «Электронику». Невозможно онкологию, особенно детскую, лечить отечественными препаратами. Мы должны научиться их изготовлять качественно. На это уйдут десятилетия… Мир многополярен, как сказал сами знаете кто. Он так устроен. «Мерседес» делают в Германии. Лучшее световое сценическое оборудование, необходимое вашему театру, о чем мы говорили с вашим губернатором, производится тоже в Германии. Это надо признать, а не бить себя пяткой в грудь. Не можем в этом соревноваться с Западом – давайте редьку выращивать. Но такую редьку, чтобы в итоге стать богаче всех. Пусть будет наша суперредька. А вместо этого, выслуживаясь, занимаются идиотизмом. Бездумно, лишь бы отчитаться. Путину неполезны такие люди… Вот собственно…

О МАЯКОВСКОМ И НЕСЫГРАННОМ

- Чулпан, а что с телепроектом о Маяковском, в котором вы сыграли Лилю Брик?

- Она в производственном процессе. И думаю, никто включая режиссера и моего мужа по совместительству Александра Шейна, не может себе представить, что это будет за кино. И это какой-то новый формат – разбор, погружение… Я даже не могу сказать, что я там играю Лилю Брик. Это какой-то не до конца понятный для меня способ актерского существования, попытка понять музу поэта, стать ею.

- Евгений, а были ли топовые кинопроекты, в которых мы вас не увидели, хотя могли бы?


- Любой называйте – пальцем в небо не попадете. Самая известная из моих несыгранных ролей – Иешуа в сериале «Мастер и Маргарита» Владимира Бортко.

- И «Высоцкий, спасибо, что живой»?..

- Да. Я должен был играть врача, которого сыграл Андрей Панин. Я отказался. Только не спрашивайте, почему. Не хочу никого обижать…





оригинальный адрес статьи