Театральная компания ЗМ

Пресса

6 сентября 2014

Мария Ревякина: «Провинциальный зритель искреннее и непосредственнее столичного»

Интернет-портал Ulkul.ru

6 сентября в Ульяновске начнется фестиваль «Золотая Маска», который приезжает в наш город во второй раз. В преддверии фестиваля на волнах радиостанции «2x2» состоялось интервью Зули Ахметовой с генеральным директором премии и фестиваля «Золотая Маска» Марией Евсеевной Ревякиной и художественным руководителем Ульяновского драматического театра им. И.А. Гончарова Сергеем Анатольевичем Морозовым. Ниже приводим текст интервью.

Мария Евсеевна, скажите, пожалуйста, верно ли рассматривать «Золотую Маску» как эквивалент знаменитого «киношного» «Оскара», как знак очень высокого качества художественного произведения, как знак признания заслуг той или иной творческой единицы? Будь это коллектив творцов или отдельный актер или актриса.

Мария Ревякина: Вы знаете, мне кажется, это будет не совсем точно, все-таки «Оскар» – это премия академиков, и академики эти известны. И это кино.

А «Золотая Маска» – это все-таки и фестиваль, и премия. Михаил Александрович Ульянов хотел сделать эту премию изначально так: профессионалы судят профессионалов. Спектакли отбираются разными экспертными советами каждый год. Экспертные советы ротируются, но не на 100%,а обычно где-то на две третьих. Члены жюри каждый год совершенно разные. Поэтому в этом отношении «Золотая Маска» и «Оскар» – это разные вещи.

Но если говорить о том, что все-таки это летопись театра, так же, как и «Оскар» – летопись кино, то тогда, возможно, да. Это летопись отечественного театра, в которую попадают не только конкурсная программа, но и внеконкурсные программы фестиваля, проект «Детский weekend», где мы отбираем детские спектакли и другие.

Скажите, пожалуйста, а каковы критерии отбора театральных постановок? Как работает эта система отбора и оправдывает ли она себя? Насколько она объективна при том, что всякие оценки в мире искусства, категории, как ни крути, субъективные? Ведь это колоссальная ответственность… Из кого состоят экспертные советы?

Мария Ревякина: Эксперты – это профессиональные критики, пишущие, и ходящие на различные спектакли, ездящие по России, отсматривающие спектакли. Состав экспертного совета мы согласовываем с Союзом театральных деятелей и с Министерством культуры РФ. Мы коллективно обсуждаем, кто может войти в состав. Кроме профессионализма, это должны быть люди, которые очень много ездят, поскольку Россия – огромная страна: от Владивостока до Калининграда. И нужно всё это объезжать. Для этого нужно физическое здоровье, необходимо, чтобы на работе вас отпускали…

В течение театрального сезона эксперты смотрят спектакли. Раз в месяц, иногда чаще, собираются и обсуждают то, что они отсмотрели. Мы не можем столько человек отправить сразу в командировку в театры, которые находятся в Сибири, на Востоке, в других отдаленных местах, поэтому мы просим прислать нам диски с записями с одной точки так, как смотрит зритель. Если эксперты считают, что есть необходимость смотреть спектакль вживую, то отправляем делегацию в командировку в тот город или поселок, где существует театр.

К осени эксперты формируют списки спектаклей. В ноябре мы объявляем афишу. Насколько это объективно?… Ну, понимаете, если бы был один и тот же экспертный совет, можно было бы говорить о субъективности. Если бы это были один или два человека тоже. Но это восемь человек, открытое голосование, открытое обсуждение… Конечно, каждое мнение субъективно. Но все-таки из этого количества субъективности рождается некая объективность афиши. Собственно говоря, туда включают различные спектакли: и спектакли каких-то новых форм, спектакли, в которых затрагивается какая-то острая на сегодня проблема и т.д. Эксперты за прошедший сезон отсмотрели 766 спектаклей и отобрали 62 из них. Вот это огромная работа.

Уже зимой эти спектакли смотрят не критики, а люди, которые профессионально работают в театре: актеры, режиссеры, художники, хореографы, певцы, артисты, работники кукольных театров и т.д. Жюри состоит, как правило, из 13 человек, и музыкальное жюри – примерно из такого же количества людей.

Потом жюри рассматривают спектакли, которые отобрал экспертный совет… По-моему, из 5 актрис выбрать лучшую или из 10 достойнейших спектаклей, из фамилий режиссеров: Туминас, Фоменко, Додин, – которые сами по себе музыкой звучат, выбрать лучшего – это очень тяжело.

Сергей Геннадьевич, скажите, пожалуйста, каким образом ульяновская драма принимала участие в «Золотой Маске»?

Сергей Морозов: Прежде всего, можно говорить об Ульяновском драматическом театре не только как об участнике конкурсной программы, но и как о лауреате премии «Золотая Маска», хотя бы в лице нашей замечательной Народной артистки России Кларины Ивановны Шадько. И это, действительно, большая гордость для нашего коллектива.

Конечно, присутствовать на церемонии в таком зале как Большой театр и в такой компании, как Олег Басилашвили, Марк Захаров, Нина Ургант и другие, может быть, менее именитые, но не менее достойные люди – это невероятное событие в жизни. Что касается непосредственного участия в конкурсе «Золотая Маска», то к этому мы подходим, и вы знаете, номинация или заявка ульяновского спектакля для участия в конкурсе – это есть, прежде всего, отчет перед самими собой. Мы должны быть абсолютно уверены во всех составляющих спектакля и уже потом надеяться на достойную оценку членов экспертного совета. Я надеюсь, что пункт в виде заявки и номинации на «Золотую Маску» не за горами для ульяновского театра.

Мария Евсеевна, не секрет, что сейчас в России очень модно любить Бродского, Маяковского... И это страшно, ведь пройдет мода, а с ней и любовь улетучится. Могу предположить, что «Золотую Маску» в России чаще всего берут постановки по произведениям наших великих: Чехова или Островского. Или же все-таки есть место и произведениям других авторов?

Мария Ревякина: Ну, что вы, премию получают авторы спектаклей, а не авторы литературного материала. Лауреатами премии становятся и спектакли по произведениям современных, ярких, молодых авторов, радикальных и порой скандальных, с которыми очень многие не согласны.

Вы можете привести примеры таких авторов?

Мария Ревякина: Ярослава Пулинович, Павел Пряжко, Вячеслав и Михаил Дурненковы и другие.

Антон Павлович Чехов – замечательный драматург, чудный, но мы никогда не рассматриваем драматургию. Оценивается спектакль, как продукт театра. Кто написал, кто поставил – это уже вторые вопросы. Я могу привести пример: есть такой спектакль «Идеальный муж», который поставил Константин Богомолов в МХТ им. А.П. Чехова. Написано, что в основе спектакля произведение Оскара Уайлда. От Оскара Уайлда там есть крошечный кусочек, все остальное – это фантазии режиссера: там есть и Чехов, и даже, по-моему, Горький. Там много-много всего намешано.

Так что, «Золотая Маска» – это все-таки конкурс театральных постановок, а не литературных произведений.

Вот уже несколько лет фестиваль «Золотая Маска» успешно проходит в нескольких городах России и за рубежом. Как вообще родилась идея показывать лучшие спектакли, лауреаты национальной премии «Золотая Маска» в провинции и за рубежом?

Мария Ревякина: Это произошло в конце 90-х, когда был развал: прекратились гастроли театров, не было денег… И, собственно говоря, то, что в Москву раньше приезжали люди и могли купить билет хотя бы на один спектакль, после этого стало невозможно. Подумали о том, как сделать так, чтобы жители регионов и наши коллеги в регионах могли увидеть, какие спектакли сегодня собираются в столице, «коллекционируются» в Москве со всей России. Министерство культуры нас активно поддержало, мы приняли решение о том, что можно сделать такой проект, и стали с 2000 года этим заниматься.

Скажите, а чем провинциальный зритель отличается от столичного?


Мария Ревякина: Московского зрителя удивить трудно, в столице можно увидеть практически всё: спектакли со всей страны и со всего мира, театральный рынок перенасыщен. Все-таки театр – это в определенном смысле некая детская непосредственность, которой, к сожалению, в московском зрителе нет. В провинции, в регионе такое непосредственное восприятие есть. Провинциальный зритель искреннее и непосредственнее. Понимаете, это очень ценно, это как глоток воздуха, который нужен актеру в спектакле.

Сергей Анатольевич, как Вы считаете, чем фестиваль «Золотая Маска» является для Ульяновска?

Сергей Морозов: Дело в том, что я получил театральное образование в Санкт-Петербурге, и у меня есть определенный опыт работы в крупных городах с насыщенной театральной жизнью. В Петербурге у профессионалов театрального дела, у тех, кто интересуется и болеет за свою профессию, есть возможность увидеть, может быть и не все, но многие образцы высокого театрального искусства, спектакли мирового и российского современного уровня. Я уже не говорю о Москве и возможностях для театральных деятелей там. Таким образом, формируется определенный театральный кругозор, актеры и режиссеры начинают перенимать опыт профессионалов, и, оказывается, что можно и так, и так... Тогда люди начинают что-то пробовать и в своем творчестве.

Вот эту функцию для профессионального сообщества регионов, как мне кажется, выполняет фестиваль «Золотая Маска». Мы сегодня обсуждали с Марией Евсеевной, что после таких громких фестивалей с такими громкими спектаклями и именами возникает поле возможностей для творческого поиска, творческой наглости, именно внутри тех коллективов, где побывал фестиваль, внутри тех регионов.

Мария Евсеевна, Вы уже во второй раз в Ульяновске. Наверняка успели уже где-то побывать. Скажите, у вас есть любимое место в нашем городе? Если да, то какое?

Мария Ревякина: Отреставрированный дом-музей И.А. Гончарова. Мне просто очень нравится это место, как его восстановили, энергетика, аура этого дома.

В каждом городе, куда приезжает «Золотая Маска» проходят показы разных спектаклей. В этом году в фестивальной программе для Ульяновска заявлены 4 постановки: «Три сестры» Малого Драматического Театра, «Кармен» Театра Кукол «Теремок», «Рассказы Шукшина» Театра Наций и «С любимыми не расставайтесь» Московского ТЮЗа. Мария Евсеевна, поясните, пожалуйста, почему были выбраны именно эти спектакли, и чем Вы руководствовались при выборе?

Мария Ревякина: Ну, в первую очередь, «Рассказы Шукшина»… Еще в прошлом году мы говорили с Министерством культуры, что жители вашего города очень любят и хотели бы увидеть на сцене замечательный дуэт Евгения Миронова и Чулпан Хаматовой.

Кукольный спектакль для взрослых «Кармен» – это лауреат последнего фестиваля «Золотая Маска». И, как нам кажется, это очень важно, чтобы зритель понимал, что театр кукол – это не только спектакли для детей. И, по-моему, это правильное решение, что мы привозим к вам «Кармен».

Льва Додина у вас не было. Все-таки Чехов, «Три сестры»… И это совершенно, как всегда бывает у Льва Абрамовича, другая трактовка классической пьесы, абсолютно другое исследование материала Чехова. У Додина всегда свой взгляд, как у по-настоящему великого режиссера.

Что касается последней постановки в фестивальной программе «С любимыми не расставайтесь», это такая советская классика, и все мы, наверное, помним эту пьесу Александра Володина и этот фильм с Александром Абдуловым и Ириной Алферовой. И вдруг в Московском ТЮЗе замечательная Генриетта Наумовна Яновская со своими артистами сделала совершенно потрясающе разработанный «кружевной» спектакль о человеческой любви. Спектакль о том, как люди любят, как они не слышат друг друга, о том, как ломаются судьбы, о том, как человек, даже любя, не может пойти на какие-то компромиссы… Иногда это очень смешно и узнаваемо, иногда драматично. Это спектакль, который трогает до глубины души.

Были ли у Вас опасения, что какой-то из спектаклей фестивальной программы будет не принят зрителями в Ульяновске?


Мария Ревякина: В прошлом году в Ульяновск мы привозили спектакль «Дядя Ваня», вот он всегда вызывает споры. Но с моей точки зрения, это безусловное попадание.

Что касается этого фестиваля, здесь нет таких спектаклей, которые могли бы быть как-то остро восприняты зрителями. Мне кажется, что они все будут приняты очень хорошо.

Сергей Анатольевич, а вы не боитесь сравнения? Ведь в репертуаре нашего театра есть свои «Три сестры»…

Сергей Морозов: Не так давно я пересмотрел две постановки «Трёх сестёр», которые идут в Петербурге. Один спектакль – это спектакль Молодежного Театра на Фонтанке, второй – одна из премьер Юрия Бутусова в Театре имени Ленсовета. У меня было не просто ощущение, что я нахожусь на двух разных спектаклях, было ощущение, что это две совершенно разные пьесы. Так что все «Три сестры» всегда разные.

Я сравнений не боюсь, но могу сказать, что я бы очень хотел, чтобы этот спектакль и все остальные спектакли фестивальной программы «Золотой Маски» явились неким толчком для творческого коллектива нашего театра, чтобы по-хорошему завестись и пойти дальше работать, репетировать, может быть, более усердно или азартно…

Вот у меня вопрос с точки зрения обывателя. Ну, Чехов, ну, «Три сестры», ну, «в Москву! В Москву! В Москву!»… Ну, что там еще может быть? Все хотят быть счастливыми, никто не знает как. Что может быть разного, Сергей Анатольевич?

Сергей Морозов: Ну, ведь это совсем разные спектакли. У Додина неожиданности начинаются с самой первой минуты, уже возникает принципиально другая атмосфера и другой посыл, чем в других «Трех сестрах», которые я видел. У Льва Абрамовича совершенно другие акценты.

Мария Ревякина: В продолжение того, что говорит Сергей, могу сказать, что это вечные темы. Зависит от того, кто и что в этом видит, как интерпретирует и какое новое дыхание вдохнет в ту или иную пьесу. На то она и классика, потому что вечная.

Говоря о Чехове, у меня создается такое впечатление, что было время, когда из произведений Чехова на сценах разных театров ставили только «Чайку». Был период, когда было много «Вишневых садов». Сейчас складывается субъективное впечатление, что пришло время «Трех сестер». Мария Евсеевна, поправьте меня, если я не права. Как в действительности обстоят дела?

Мария Ревякина: Я думаю, что нет. Понимаете, выбор спектакля в репертуар – это позиция каждого художника, у кого что внутри болит и как он это чувствует. Например, последняя работа Льва Абрамовича Додина «Вишневый сад». Я думаю, что перечитывать Чехова можно очень много раз и каждый раз находить какие-то новые акценты, потому что писал он о человеке и его мучениях. И ведь эти мучения из века в век повторяются. И все хотели одного – быть счастливыми, только нюансы разные.

Скажите, чего ждать от фестиваля «Золотая Маска» на следующий год, в какие города вы поедете, есть ли Ульяновск в вашем списке?

Мария Ревякина: Мы пока утвердили свои планы с Екатеринбургом, Омском, Петрозаводском, ведем переговоры с Самарой и Оренбургом, и вот Димитровград, Ульяновск мы сегодня обсуждали. Посмотрим, как у нас все сложится.




оригинальный адрес статьи