ENG
1 октября 2014

«Война и мир» прочитан нами от корки до корки

| Интернет-портал Gorodlip.ru

Актеры и руководитель театра "Мастерская П.Фоменко" рассказали об истории известного спектакля - лауреата Национальной премии "Золотая маска".

"Фоменки", как с легкой руки журналистов называют актеров московского театра не только в нашей стране, но и во всем мире, открывают ХХ фестиваль "Золотая маска" в Липецком академическом театре Толстого. Символично, что именно на сцене этого театра будет поставлен спектакль по одному из главных произведений Льва Николаевича "Война и мир. Начало романа", который стал, по словам директора "Мастерской П.Фоменко" Андрея Воробьева, спектаклем – приглашением для зрителей, призывающим узнать всю дальнейшую историю, прочитав остальные тома.

Сами артисты рассказали, что перед тем, как был поставлен спектакль, весь роман был прочитан вслух по ролям, от корки до корки.

- Это был большой и кропотливый труд, - вспоминает актер Карэн Бадалов. – В Доме актера напротив театра Вахтангова на одной из стен висела огромная простыня, на которой были выписаны абсолютно все персонажи. Помогал в этом Петру Наумовичу студент-режиссер из Канады Эверетт Диксон. Удивительно: действие спектакля охватывает лишь часть произведения, однако линия судьбы каждого героя выстроена так, что те, кто читал весь роман, может проследить в постановке всю дальнейшую историю каждого персонажа.

Сложность игры актеров объясняется также постоянными перевоплощениями. Ксения Кутепова играет роль княгини Елизаветы Болконской, Сони и Жюли Карагиной. Кирилл Пирогов предстает то в образе Долохова, то – Николая Ростова. Обладательница премии «Золотая маска» в номинации "Лучшая женская роль" Галина Тюнина в спектакле перевоплощается в Анну Шерер, графиню Наталью Ростову, а затем княжну Марью.

- Петр Наумович очень ценил в актерах это качество перехода из одного образа в другой. Честно говоря, мы все любим постоянно менять роли. В этом спектакле практически весь состав играет разных персонажей. Такое увидишь не в каждом театре, и это получается, действительно, интересно, - поделилась Галина Тюнина.

Самому молодому участнику труппы Егору Тихону всего 13. В "Войне и мире" мальчик уже в течение семи лет играет роль Пети Ростова. В этом образе выросли два юных предшественника Егора.

- Вместе с нами росли Саша Мичков, а до него роль Пети сыграл Олег Талисман, который сейчас стал продюсером. А Саша поступил в актерскую группу Олега Кудряшова, закончил обучение и вернулся в труппу, - рассказали Воробьев и Тюнина.

Скромный Егор, улыбаясь, признался, что первое время очень волновался перед выходом на сцену. Но уже на третьем-четвертом показе стал чувствовать себя более уверенно.

Не обходилось, конечно, во время представления без курьезов.

- Долгое время старого графа Безухова играл Борис Горбачев, сейчас эта роль перешла Дмитрию Захарову. Однажды он заболел и никак не мог избавиться от кашля. И вот, представьте себе, сцена: граф умирает и при этом не перестает кашлять. Должна царить атмосфера грусти и скорби, а мы еле сдерживались от смеха. Режиссер, конечно, был потом вне себя, - продолжила Галина Тюнина.

В гастрольном туре театр объездил практически весь свет. Было что вспомнить на выступлениях в разных странах:

- К примеру, в Японии выход на сцену обернулся просто шоком: мы столкнулись с абсолютной нулевой реакцией зала. После первого действия вся зрители без единого хлопка вышла из зала. Сложилось полное ощущение провала. А оказалось, что это такая особенность японского менталитета. Японцы, подобно сосудам, приходят для божественного наполнения энергии театра. Поэтому неприлично показывать какую-либо реакцию, чтобы не расплескать эту энергию, даже аплодировать нужно, не смыкая рук, - заметил директор театра "Мастерская П.Фоменко" Андрей Воробьев.

Начало романа всегда интригует. Актриса Галина Тюнина рассказала, у Петра Наумовича была идея "закольцевать" действие спектакля:

- Главной его мыслью было сделать эпилог, куда вошли бы последние главы, в которых определяется семейное счастье героев: Марья Болконская соединена с Николаем Ростовым, Наташа – жена Пьера Безухова, где есть счастье, дети. Я помню, как мы это обсуждали с Петром Фоменко. Увы, осуществить задуманное не удалось.

Кто знает, что увидел бы еще зритель, будь у великого режиссера еще немного времени, каким бы стал этот спектакль. Однако начало романа-эпопеи уже положено, а сама публика обязательно прочувствует и разгадает преображения персонажей и развитие их судеб.



оригинальный адрес статьи

Пресса