ENG
1 ноября 2014

В Пскове показали "немой" спектакль по Айтматову

Инга Бугулова | «Российская газета»

Псковский драматический театр имени Пушкина впервые принимает гастроли премии "Золотая маска". В течение недели зрителям будут показывать лучшие спектакли отечественных режиссеров. Открылся фестиваль необычной работой москвича Сергея Землянского: постановку по повести Чингиза Айтматова "Материнское поле" сыграли без единого слова.

- Все вдохновения для этого спектакля я взял из самого текста Айтматова, - признается Землянский, режиссер московского Театра драмы им. Пушкина. История постановки началась, как ни странно, в самолете: режиссер летел в Пермь и решил прочитать повесть киргизского классика "Материнское поле". Сразу стало понятно - все эти многочисленные эмоции можно показать, не прибегая к обычному языку. Премьера спектакля состоялась в 2012 году, теперь Землянский и его работа - лауреаты главной театральной премии страны "Золотая маска".

- Я читал это произведение, и у меня градом катились слезы из глаз. И самое удивительное - мне было совершенно все равно, что обо мне подумают, настолько я ушел в этот пронзительный текст, - рассказывает Сергей. - Глубина и интимность повествования проникают в тебя сразу с первых строк, с первых страниц. Такой текст, кажется, чужд современной драматургии и эмоциям.

"Материнское поле" - спектакль пластический. В ходе постановки зритель не слышит ни слова, кроме одного: "мама". И это одинокое слово, прорывающее остальное безмолвие, способно объяснить основу спектакля - речь идет об отчем доме, семейном укладе, традициях, воспитании.

Все жизненные коллизии зритель считывает с движений героев, их мимики, танцев и музыки. Кстати, музыка была написана специально для постановки Землянского. Изначально у авторов была идея использовать композиции, написанные в советское время к балету "Материнское поле" в Киргизии, но найти их не удалось.

Движения актеров нисколько не похожи на профессиональный танец, но это здесь и не нужно: живая, порой хаотичная пляска показывает переживания героев точнее и правдивее. Веселая свадебная канитель, рабочие будни семьи, надрывное расставание с сыновьями - все эти смены движений и настроений создают на сцене какое-то обрядовое действо.

При этом "Материнское поле" скромна в декорациях, здесь куда важнее одиночные символы и знаки. Так, к примеру, в начале спектакля Мать-земля с грохотом кладет перед каждым сыном Толгонай по тяжелому камню. Это пророчит многое - и смерть каждого из них, и тяжелую долю, и расставание с семьей. Не слыша конкретных слов, еще острее ощущаешь трагедию спектакля. Как ни странно, на уровне молчания такие вещи воспринимаются правильнее. Не увидит зритель и обилия костюмов. Герои переодеваются лишь раз - мужчины надевают посмертные черные плащи, которые легко превращаются в траурные платья для женщин.

Все роли в спектакле отданы молодым артистам, а невестку играет Анастасия Панина, известная зрителю по сериалу "Физрук". Нужно сказать, что в Пскове спектакль собрал полный зал, впрочем, это неудивительно - "Материнское поле" часто приглашают в самые разные города России.

Второй спектакль, который увидят в псковском театре драмы, - "Дядя Ваня" Льва Додина. Кстати, эта работа петербургского мастера уже имеет две "Золотые маски", за лучшую работу режиссера и за лучшую мужскую роль. Завершится театральный марафон 6 ноября спектаклем "Мастерской Петра Фоменко". Именитый столичный театр покажет "Русский человек на rendez-vous".



оригинальный адрес статьи

Пресса