ENG
15 июня 2016

В Воронеже прошел спектакль «Пьяные» с нормативной бранной лексикой

Ольга Гнездилова | Интернет-издание Moe-online.ru

Постановку по пьесе Ивана Вырыпаева показали в рамках сотрудничества с фестивалем «Золотая Маска».

На Платоновском фестивале в этом году зрители увидели несколько спектаклей лауреатов театральной премии «Золотая маска». Один из них — спектакль «Пьяные» Большого драматического театра им.Г. А. Товстоногова — показали в Воронежском концертном зале 12 и 13 июня. Постановка стала лауреатом национальной театральной премии «Золотая маска» в 2016 году в номинации «Лучшая работа режиссёра» и получила спецприз жюри за создание актёрского ансамбля. Как отметил художественный руководитель Платоновфеста Михаил Бычков, «Пьяные» оказалась самой ожидаемой постановкой у зрителей, билеты на оба спектакля раскупили за несколько месяцев до показа.

Спектакль «Пьяные» поставил известный театральный режиссёр Андрей Могучий по одноимённой пьесе драматурга Ивана Вырыпаева. Драматург нашёл форму поговорить о самом важном и главном через пьяных героев. Все персонажи — директор кинофестиваля, банкиры, молодые парни и девушки — отчаянно пьяны. Именно благодаря такой необычной форме герои кажутся беззащитными, искренними и могут позволить себе говорить о том, о чем давно не решались сказать, — об изменах, о шёпоте Бога в своём сердце, о любви, об утраченном контакте с реальностью. «Пьяные» — доверительный разговор со зрителем о том, в чём мы боимся признаться не только друг другу, но и самим себе.

— Мы живём в таком мире, что редко позволяем себе быть откровенными с самими собой. А Иван нашёл такую гениальную форму, которая помогает сделать шаг навстречу самому себе, — говорит актер Анатолий Петров. — Мне кажется, некоторые люди после этого спектакля выходят с ощущением, будто увидели маяк после долгого плавания.

Интересно, что на программках спектакля было напечатано объявление: «Внимание! Нормативная бранная лексика». Дело в том, что в оригинальном тексте Вырыпаева было много нецензурных слов. В ходе подготовки спектакля режиссёр принял решение отказаться от мата, который заменили нормативными бранными словами. Кстати, среди актеров были как противники, так и сторонники мата в спектакле.

— Мне кажется, что из-за того, что убрали мат, слова героев звучат как будто немножко не по-настоящему, — говорит исполнитель роли Лоуренса заслуженный артист России Василий Реутов.

— А я, как только прочитал текст пьесы, сразу подумал, что если убрать всю нецензурную лексику, то спектакль ничего не потеряет, — считает заслуженный артист России Анатолий Петров, сыгравший банкира Карла. — И я очень рад, что это моё желание соответствовало постановлению правительства. Я считаю, что все, что написано в пьесе, чётко и понятно, мысль ясно донесена и без мата.

И всё же наличие бранных слов на первом показе смутило некоторых зрителей. Как рассказал Василий Реутов во время монолога его героя о том, что Бог через пьяного человека говорит всем «не ссать», одна из зрительниц вышла из зала, хлопнув дверью. Забегая вперед, скажем, что на втором показе спектакля обошлось без подобных эксцессов.

— Прямо во время монолога эта дама встала, сказала: «Платонов в гробу перевернулся, а Товстоногов был тоньше» — и вышла из зала, — рассказал Василий Реутов. — Значит, спектакль попал в нее, вызвал эмоции. А к такому проявлению эмоций мы нормально относимся.

Над декорациями к спектаклю работал художник Александр Шишкин. Кстати, в рамках Платоновского фестиваля в арт-центре «Коммуна» была представлена инсталляция «Практики взросления» из почти 200 фанерных фигур. Шишкин предложил интересное решение — поместить героев в среду, созданную из мягких матов. Неустойчивая поверхность, как будто земля уходит из-под ног, еще больше добавила реалистичности в «пьяное» состояние персонажей.

— Шишкин — гениальный художник, он умеет убирать лишнее, — говорит Анатолий Петров. — Этот тренд самоограничения, взятый им, артисты очень приветствовали. Площадка оказалась очень удобной. Неустойчивая поверхность формировала пластику движений. А наши молодые ребята показывают и вовсе акробатические вещи.

В спектакле «Пьяные» было много юмора, который перемежался серьезными размышлениями о смысле жизни и Боге. Вроде бы герои говорили о давно всем известных истинах: что в жизни главное любовь; что нужно больше отдавать, а не брать; что вокруг слишком много вранья, которое создаёт одни проблемы. Но, возможно, «пьяные», напомнив зрителям об этих истинах ещё раз, помогут их прочувствовать, а не относиться к ним формально.

СПРАВКА

Большой драматический театр имени Г.А. Товстоногова – один из самых прославленных театров России. К его созданию были причастны Максим Горький и Александр Блок, более 30 лет театром руководил Георгий Товстоногов. В труппе театра в разные годы работали И. Смоктуновский, В. Стржельчик, Т. Доронина, З. Шарко, Е. Копелян, А. Фрейндлих, О. Басилашвили и другие артисты.

Сейчас художественным руководителем БДТ им.Г. А. Товстоногова является режиссёр Андрей Могучий. Он является основателем независимой театральной группы «Формальный театр», в 2001 году получившей главный приз Эдинбургского фестиваля и Гран-при фестиваля BITEF (за спектакль «Школа для дураков»). Поставил более 40 спектаклей и театральных перформансов. Андрей Могучий – многократный лауреат премий «Золотая маска» и «Золотой софит» (за спектакли «Школа для дураков», «Между собакой и волком», «PRO Турандот», «Иваны», «Изотов», «Счастье», «Алиса»). Лауреат Европейской премии «Новая театральная реальность», Международной театральной премии им.К. С. Станиславского и других театральных наград.



оригинальный адрес статьи

Пресса