Театральная компания ЗМ

Пресса

5 декабря 2016

Каштанка: я хочу, чтобы вы меня любили! В Железногорске прошел спектакль «Каштанка» Новосибирского академического молодёжного театра «Глобус»

Дмитрий Голоцуков | Интернет-издание «Zhel.city»

3 и 4 декабря при содействии театрального фестиваля «Золотая маска» и финансовой поддержке Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» в Железногорске прошел спектакль «Каштанка» Новосибирского академического молодёжного театра «Глобус».

В центре сценического действия – классическая история о том, как человек (в нашем случае - собака Каштанка) попадает в мир шоу-бизнеса (а в конце 19-го века, когда А.П.Чехов написал свой бессмертный рассказ, цирк, безусловно, был одним из главных направлений массовой культуры), добивается успеха, но, в конце концов, все же возвращается к тому, что ему ближе – к родным и близким ему людям.

При этом режиссер театра «Глобус» Алексей Крикливый не интерпретирует А.П.Чехова и не предлагает зрителю новое прочтение рассказа. Наоборот, по его признанию, оригинальные режиссерские ходы и эффекты, синтез в постановке элементов различных направлений искусства – всего лишь средство для передачи основной мысли произведения.

Мы – молодежный театр. Поэтому знакомство с театральным миром зачастую начинается именно с нас. При этом главная задача – научить юного зрителя понимать язык театра, вызвать у него желание постоянно приходить сюда. Поэтому мы стараемся развиваться в разных направлениях. Например, для качественной постановки мюзиклов мы создали собственный симфонический оркестр", - подчеркивает Алексей Крикливый.

Поскольку действие «Каштанки» разворачивается, по большей части, в цирке, то и в спектакле элементы циркового жанра представлены в полном объеме. Здесь и силачи-акробаты, и веселый рыжий клоун, и Пьеро с классическим романсом Алябьева о трагической судьбе «звезды» сцены, и, конечно же, дрессированные зверюшки на потеху непритязательной публике. Образы проработаны буквально до деталей: клоуны натурально «рыдают» шутовскими струями-слезами, у силачей трясутся поджилки, декорации и костюмы – как в подзабытом цирковом балагане.

Веселое шутовство сопровождается музыкой Баха, Шнитке, Вебера. Но свою сверхзадачу режиссер выполнил блестяще: созданный им сценический язык легко восприняли и взрослые, и, особенно, дети, которые на протяжении всего спектакля искренне сопереживали его героям. Особенно – Каштанке. Героиня на протяжении всей постановки пытается существовать по суровым законам цирка. Здесь только успевай под звучный возглас «Ап!» вскидывать лапки вверх. Профессиональная ревность коллег, особенно, мачо-стриптизера в классическом костюме и шляпе, под которыми оказывается кот Федор Тимофеевич, упорные дрессировки Месье Жоржа, который, как Пигмалион, лепит из Каштанки свою Галатею – Тетку, тернистый путь к успеху и, наконец, признание зрителя и бесконечные гастроли под «I Like to Move It». В награду – невиданные прежде материальные блага: теплый ночлег и сытная еда. Собственно, а чего еще желать бродячей собаке?

Исполнительница этой роли, Наталья Тищенко говорит, что играть собаку совсем не сложно. Животные – они ведь как люди: испытывают те же эмоции и чувства. И ведут себя так же. В хриплом лае Каштанки, ее жестах и поведении отражается вся гамма чувств – страх и недоверие (при первой встрече с Месье Жоржем), недоумение при дрессировке и радость от правильно выполненных трюков, боль и переживания из-за смерти товарища (Гуся Ивана Ивановича).

В постановке «Глобуса» элементы ушедшего шапито органично уживаются с современным цирком: в сцене встречи с Гусем Каштанка пытается поймать солнечный зайчик – явная отсылка к недавно скончавшемуся «солнечному клоуну» Олегу Попову. И подобных «гиперссылок» на современный масскульт в спектакле немало, чего стоит одно только появление свиньи Хавроньи Ивановны в розовой ванне под «I wanna be loved by you» из фильма «В джазе только девушки».
Но сценическое действие не успевает далеко уйти от чеховского произведения: на сцене периодически появляется рассказчик, обозначенный, как Господин N, и зачитывает отрывки рассказа, возвращая зрителя к классическому тексту. Появление чтеца не прерывает спектакль, наоборот, органично вплетено в его ткань: в мизансценах постоянно присутствуют второстепенные персонажи (Звезда за роялем, бродячие музыканты, пожарный, животные). Поэтому действие не прерывается ни на секунду, весь спектакль идет практически без пауз, в одном темпе.

В финале пьесы на одно из представлений приходит прежний хозяин, сын столяра Федюшка, и привязанность Каштанки к родным людям оказывается сильнее славы и комфорта: «Спустя полчаса Каштанка шла уже по улице за людьми, от которых пахло клеем и лаком…».

Как рассказал после спектакля исполнитель роли Гуся Иван Басюра, это история, которая никогда не умрет. Потому что рассказывает, в первую очередь, о Добре и его выражении. Ведь зачастую для счастья достаточно, чтобы тебя просто любили.

оригинальный адрес статьи