ENG
27 октября 2016

Здравствуй, мама…

Евгения Лёгкая | Интернет-издание «Karelinform»

Фестиваль «Золотая маска» 24 и 25 октября представил на сцене музыкального театра Карелии спектакль «Кот стыда» Российского академического Молодежного театра.

Все так живут. Ты где шлялась? Шапку надень. Посуду убери. Ты должна держать нас в курсе. Я всю жизнь тебе отдала! Этими и многими другими подобными фразами от мам, бабушек, отцов начинается спектакль. Они убеждают, доказывают, приказывают перекрикивая, перебивая друг друга, их слова смешиваются в словесную кашу, которая давит и угнетает, не давая возможности обдумать сказанное, принять верное решение, не давая возможности свободно вздохнуть ни зрителю, ни главным героям спектакля под названием «Кот стыда».

На самом деле, за этим названием стоит три истории - три пьесы молодых драматургов – «Кот стыда» Таи Сапуриной, «Март» Ирины Васьковской и «Ба» Юлии Тупикиной, поставленные режиссером и мастером психологического театра Мариной Брусникиной.

Кота мы видим сразу же, как только заходим в зал. На длинном красном диване обозначен его силуэт. Как только начинается спектакль появляется и сам кот – молодой артист (Виктор Панченко) прекрасно справляется с этой ролью, словно в прошлой жизни он и правда был котом – так правдиво своими мягкими повадками он доказывает любовь к молодой девушке.

Но почему стыда? Может потому, что кот становится прикрытием от назойливой любви родственников.

Главная героиня этой первой истории - девушка, живущая в другом городе и крайне редко навещающая родственников. Она рассуждает о том, как любит и одновременно ненавидит своих «домашних». Нет, когда они далеко она их, конечно, любит. Ведь она должна их любить, они же её родные. Но в те редкие моменты, когда она бывает дома навязчивые требования и чрезмерная опека вынуждают её отдаляться от родных. Единственная отдушина – кот. О нем она печётся, по нему скучает, с ним делится переживаниями и зарывается в его шерсти, скрывая стыд за свою нелюбовь к родным.

Вторая история ещё более печальная, там страдают все герои. Молодая женщина после четырёхмесячного отсутствия возвращается домой, где её ждут мама и муж! Она взбалмошным вихрем врывается в их уже, казалось бы, устоявшуюся спокойную жизнь, где они привыкли жить без неё. Мать поносит её на чём свет стоит, муж дарит подарки и выполняет любое требование – оба любят. Но их любовь для неё – бессмыслица. Впрочем, лишь на миг, когда она узнает, что у мужа есть подруга ей захочется вернуться к прошлой жизни…

Спектакль очень пластический, молодые актёры легко и красиво перемещаются по сцене и дивану, который и является основным местом действия. Артисты оказываются то в одном, то в другом месте этого красного длинного дивана - то с краю, то рядом, сидя, лёжа, перелезая через него и, порою так стремительно, что иногда начинает рябить в глазах. Возможно, демонстрируя тем самым большую подвижность молодого поколения, непринятие устаревших догм, способов воспитания и общения. Или даже вовсе увиливая таким образом от всяческого воспитания.

Истории о нелюбви, о бедных душой людях, о несчастных жителях маленьких городов замечательно сыграли артисты Российского академического Молодежного театра. И, если в первой из трёх историй молодые актёры только обозначили свои роли и образы - казалось, что так и задумано режиссёром, когда простоту декораций продолжает аскетизм в образах и характерах героев. В начале спектакля артисты не сильно походили на взрослых и пожилых людей, тем самым, не позволяя зрителю прочувствовать всю драматичность историй, всю глубину трагедии несчастных семей. То в третьей зарисовке по пьесе «Ба» Юлии Тупикиной молодая актриса (Ковалева Анна) так убедительно сыграла настойчиво-любящую бабушку главной героини, что вдруг стало больно, жалко этих людей и даже чуточку себя.

В этой третьей истории бабушка приезжает к внучке, которая уже много лет в ссоре со своей матерью, в Москву, остаётся у неё жить и всё летит в тартарары – парень уходит к подруге, увольняют с работы, а бабушка знай блинчики печёт, молодость вспоминает и не забывает внучку советами ценными кормить да так, что сил уже нет терпеть. И хотя в этой грустной истории благодаря или вопреки поведению бабушки все в итоге складывается как нельзя лучше – находится новый муж, происходит воссоединение подруг и даже состоится долгожданный телефонный звонок: «Здравствуй, мама…» Крик души молодого поколения остаётся звенеть в ушах ещё и по дороге домой.

Спектакль очень полезен родителям, которые, стараясь проявить чрезмерную заботу и любовь губят отношения с детьми. Спектакль очень полезен детям, которые думают, что больше любят котов, чем родителей.



оригинальный адрес статьи

Пресса