Театральная компания ЗМ

Пресса

2 марта 2017

«Золотая Маска». День шестой

Ольга Завалишина | Интернет-издание «КультМск»

Историю маленького человека Акакия Акакиевича Башмачкина рассказали актеры Нюрбинского государственного передвижного драматического театра на сцене Центра имени Мейерхольда. В рамках внеконкурсной программы фестиваля Золотая маска прошёл показ спектакля Юрия Макарова «Шинель».

На сцене стоит маленький деревянный ящик, напоминающий то ли деревенский туалет, толи очень скромный сарай, именно здесь, за засмоктаной тряпкой ютится Акакий Акакиевич Башмачкин.

Иногда он смотрит сквозь щели своего убежища на город, враждебный, затянутый туманом и погруженный во тьму. Когда Башмачкин получит новую шинель и счастливая улыбка озарит беспокойное доброе лицо, декорация, представляющая его комнатушку перевернётся и ляжет горизонтально. Акакий Акакиевич всё еще радостный вползет в дом, теперь так похожий на гроб.

Петр Винокуров играет Башмачкина чрезвычайно трогательно, полностью оправдывая значения имени своего персонажа, Акакий – «не делающий зла». Щемит сердце, когда видишь, как переносит все невзгоды маленький человек. Он очень слабо пытается сопротивляться, но превратиться из маленького забитого котенка в тигра не получается, сколько не поворачивает Акакий Акакиевич к залу, рыча и показывая когти, в его глазах нет ярости.

Башмачкин, пошаркивая, семенит по сцене вопрошая «За что Вы меня обижаете?», а действительно, за что? С лаской и любовью к нему относится только мать, являющаяся в воспоминаниях, а все остальные люди отчего-то пренебрегают им, пинают и толкают, словно скомканный клочок бумаги.

В спектакле тонкой нитью прослеживается японский мотив – все несправедливо обиженные при жизни, могут вернуться в мир злобным демоном и отомстить. Глаза, нарисованные на заднике сцены, выглядят зловеще, и когда, после смерти на их фоне вырисовывается бледное лицо-маска Башмачникова, становится по настоящему жутко. Акакий Акакиевич не станет умудренным и просветленным человеком с золотым лицом, но он останется в этом мире, чтобы наказать обидчиков.

Вообще работа Макарова немного напоминает японский фильм ужасов, где есть и женщина в красном – модистка, которая соглашается сшить новую шинель, и суровый высший чин с любовницей – куколкой в кислотно розовом парике и коротком платье, и фигуры с понурыми лицами, которые перемешаются в каком-то сомнамбулическом трансе по городу.

Как и в большинстве японских ужасов в спектакле четко прослеживается мысль – нельзя обижать маленького человека, он тоже хочет жить, чувствовать себя счастливым, у него есть мечты, цели, стремления, пусть кажущиеся кому-то маленькими и незначительными, но они есть!

оригинальный адрес статьи