Театральная компания ЗМ

Пресса

1 марта 2017

«Золотая Маска». День пятый

Ольга Завалишина | Интернет-издание «КультМск»

На сцене центра имени Мейерхольда Санкт-Петербургский "Театр-студия Небольшой драматический театр" во главе со Львом Эренбургом, представил постановку по мотивам романа Федора Михайловича Достоевского "Братья Карамазовы". "Неси свой крест и веруй", именно под таким лозунгом прошел показ третьего спектакля в рамках программы Маска Плюс.

У Льва Эренбурга получилась эмоционально накаленная постановка Братьев Карамазовых. Посреди сцены возведен эшафот и каждый персонаж, будь то праведник Алёшенька или обиженная Богом и на Бога Лизе, постоянно стремится занять «расстрельное» место. Нести свой крест отчаянно, надрывно, до последний капли крови, сгореть в огне страдания, но не отступить. И не важно совсем нужна твоя жертва другим или нет. Герои романа восходят на помост не ради кого-то, а только ради себя, чтобы тешить своё самолюбие.

У Достоевского в Братьях Карамазовых такой жертвенностью пожалуй обладает только Катерина Ивановна, здесь же режиссер находит скрытое желание наслаждаться истязанием себя во имя других у каждого героя. Эренбург достаточно вольно обращается с тактом Федора Михайловича, оставляя нетронуым лишь скелет произведения. Он работает не только с Карамазовыми, слышатся отголоски и других произведений Достоевского.

Шуба Федора Павловича (Константин Шелестун) очень напоминает внешне шубу Рогожина, да и ведёт он себя вполне по-Рогоженски время от времени ерошит волосы, размашисто жестикулирует, кажется вот-вот выкрикнет «Королева».

Смердяков (Дмитрий Честнов) занятый ловлей курицы во время разговора с Иваном, вдруг резко достает топор, тем самым представая в образе Раскольникова. Замахиваясь над жертвой Павел будто спрашивает «…или право имею?» и убивает птицу. Кудахтанье прекращается, и может быть этим символичным исполнением обязанностей повара, Смердяков намекает, что убьёт и «цыплёночка». Именно так называет старшего сына Федор Карамазов и именно Митенька понесёт наказание за вину бульонщика-лакея, а по совместительству и своего сводного брата Павла Федоровича.

И Грушенька, и Катерина и Лизе порывисты и резки, нервы их расшатаны, самообладания совсем уже не осталось. Девушки падают в обморок, плачут смеются, переживают всю гамму чувств молниеносно сменяя одно состояние на другое и уверенно тянутся к эшафоту. Лизе для это прикладывает больше всех усилий, она выпадает из инвалидной коляски, ползёт, опираясь на руки, демонстрируя потрясающее упорство, сдирает с себя одежду. Всё ради того, чтобы обхватить толстый столб, обнять его, вытянуться на трясущихся, подгибающихся ногах, но «принять свой крест».

Спектакль завершается смертью четырех братьев и их воссоединением с отцом, дети снова стали маленькими, что символизируют подгузники, в которые облачаются актеры. Они мягко двигаются вокруг позорного столба, обнимают его, карабкаются на верх, свет постепенно гаснет, в то время как Алёша, добравшийся до верхней точки включает мерцающий огонек зажигалки. На эшафоте остается гореть огромная свеча, кто знает, может зажег её человеколюбец и праведник во имя спасение душ близких своих.

оригинальный адрес статьи