Театральная компания ЗМ

Пресса

4 марта 2017

«Золотая Маска». День восьмой

Ольга Завалишина | Интернет-издание «КультМск»

Джут – спектакль Башкирского театра драмы им. М. Гафури продолжил показы внеконкурсной программы Золотой Маски 2017 года.

В основу работы Айрата Абушахманова пьеса Олжаса Жанайдарова «Джут», рассказывающая о страшных события в Казахстане 30-х годов, когда от голода умерло около двух миллионов человек.

Действие разворачивается параллельно в нескольких пространствах, на переднем плане рассказывается трагическая история семьи Ахмета (Фанис Рахметов) и Сауле (Римма Сальманова), которых настиг "Улы джут" (т.е. "Великая бескормица") в степях Казахстана 1930-1932 годов.

В полутьме открывается вид на бедное жилище, на огне стоит казан, маленькая деревянная люлька да какие-то мешки, вот и всё богатство. Сауле качает на руках маленькую дочь, которую нечем покормить, потому что сама она давно не ела и молока практически нет.

Ахмет кутается в тряпье и тоже выглядит изможденным, рука его замотана бинтами, он лишился пальцев, пытаясь спасти сына, но мальчик всё равно погиб. Эта часть постановке идет на башкирском языке, русские субтитры транслируются на экране, благодаря чему зритель может слышать мелодичную речь наполненную через край эмоциями актеров.

Римма Сальманова воплощает образ сильной женщины, дочь бая (крупный скотовладелец), привыкшая к достатку и уважению, она сохранила в себе несгибаемый стержень даже в эти ужасные времена. Все её силы направлены на спасение дочери и мужа, но она не теряет рассудка, сохраняет человечность и очень хорошо понимает происходящее вокруг.

Сауле пожертвует собой ради любимого человека, её поступок выглядит отчаянной попыткой сохранить хоть что-то в мире, где не осталось жизни.

Ахмет Фаниса Рахметов абсолютно ведомый, он не может справиться с навалившимся и живёт отчасти благодаря мудрой жене. Мечется из угла в угол, пытаясь найти спасение, но ему не хватает холодного расчёта и спокойного разума, которыми обладает Сауле.

Спустя много лет у Ахмета родится внучка, единственная девочка, которую он полюбит больше всех вместе взятых и будет любоваться маленькой Сауле, вспоминая спасшую его жену.

На арьерсцене размешены два прямоугольных пространства, небольшие комнаты с прозрачными стенами. В них разворачиваются события, происходящие в наши дни в Москве. Здесь встречаются в кафе журналистка и потомок Ахмета, который хочет рассказать о записях в дневнике деда.

Данная часть играется на русском языке, основная идея заключается в том, что спустя более 70 лет многие казахи ассимилировались в Москве, совсем забыли свои корни, потеряли язык, что убивает нацию. Путь спастись – вернуться к истокам, вспомнить о всех ужасах, принять их как факт, не отрицать эти события, говорить о них, ну и создавать крепкие семьи, возрождать нацию.

Персонажи этой части вышли какими-то картонными, они говорят, двигаются, занимаются любовью и пьют чай, как-то слишком показательно – гротескно. В них совсем не чувствуется жизни, которая «бьет ключом» в умирающих от голода людях из истории прошлого. Неубедительность и несостоятельность современных героев возможно обусловлена тем, что они «не живые» люди, они потеряли себя и не знают чего хотят от жизни.

Их возня – попытка что-то понять о себе, разобраться, вернуться к корням. Даже Ербол, внук Ахмета в исполнение Хурматулла Утяшева выглядит пародийным персонажем, эдакий дядюшка из деревни поучающий, как жить.

Несмотря на это, спектакль оставляет глубокое впечатление, история Великого Джута сыграна настолько сильно, что многие недостатки уходят на второй план, а значит цель – не замалчивать трагедию, достигнута.

оригинальный адрес статьи