Театральная компания ЗМ

Пресса

29 ноября 2017

Танец с пистолетами и без балетных пачек

Сергей Виноградов | Газета «Речь»

Семьдесят человек, в том числе 30 артистов, и фура с декорациями приехали из Петрозаводска в рамках фестиваля «Золотая маска», который проходит при поддержке компании «Северсталь». Музыкальный театр Карелии показал балет «Ромео и Джульетта».

Не скучно. И понятно

Балет в Череповце можно увидеть крайне редко, а настоящий балет, возможно, приехал к нам в первый раз за последние годы. Чтобы с объемными декорациями, полноценным коллективом участников и в полной версии. Три часа с двумя антрактами и ни одного произнесенного со сцены слова — такого в Череповце не видели. А потому самой распространенной реакцией у зрителей было удивление: «Три часа танцевали, а не скучно». «И все понятно», — особенно недоумевали зрители, сэкономившие на программке с кратким содержанием спектакля.

Музыкальный театр Республики Карелия привез спектакль «Ромео и Джульетта» почти в том виде, в каком играет его на петрозаводской сцене. Разница в том, что в Череповец не приехал оркестр. Причина банальна — во Дворце металлургов нет оркестровой ямы. Впрочем, от того, что вместо живого оркестра звучала фонограмма, музыка Сергея Прокофьева не стала менее гениальной.

Те, кто назовет карельский музыкальный театр провинциальным, погрешит против истины и обнаружит собственное невежество. В Петрозаводске играют главные оперные и балетные произведения мирового репертуара, а спектакли регулярно завоевывают награды, в том числе международные. Например, балет «Ромео и Джульетта» еще в 2010 году был выдвинут в четырех номинациях «Золотой маски» и одну награду получил. Для ее обладателя Владимира Варнавы «маска» стала путевкой в большую балетную жизнь — он стал хореографом, оставаясь успешным танцовщиком.

В театре работает международная команда — оркестр возглавляет испанец, а труппа на треть состоит из японцев. Директор Музыкального театра Республики Карелия рассказала корреспонденту «Речи», что в Японии русский балет имеет культовый статус и постигать его в хореографических училищах России невероятно престижно. А работать в театрах и подавно. А потому не стоит удивляться тому, что сестер Золушки или, допустим, соперника Дон Кихота испанца Базиля здесь играют японские артисты.

А итальянская Верона в карельской версии «Ромео и Джульетты» напоминала международный фестиваль молодежи и студентов. Балет — явление международное. «Как вы общаетесь с иностранцами? Взяли переводчиков?» — интересуюсь у директора.

«Балетный сленг основан на французских терминах, на нем и объясняются танцовщики и хореографы», — объяснила она.
Балетный батл

Декорации спектакля не просто украшают действо. Они завораживают. Представьте десяток колонн, которые уходят от пола в закулисное поднебесье и светятся изнутри. И между ними разыгрывается история, которую еще Шекспир называл «печальной повестью». Постановщик спектакля Кирилл Симонов, один из самых ярких балетных хореографов России, шекспировскую печаль оставил, а действо перенес в 20-е годы прошлого века. Где дамы носят боа и вечерние платья, а мужчины — жилетки на голый торс и пистолеты за поясом. Впрочем, как объяснили журналистам представители театра, современной эту постановку называют не за наряды взамен классических пачек и трико, а за современную хореографию.

Как мы знаем из классики, «Ромео и Джульетта» — это две трети любви и треть войны. Когда исполнители главных ролей Иван Азанов и Елена Лыткина танцуют любовь, никаких слов не требуется. В этом отношении показательной стала сцена на балконе. В драматических спектаклях Джульетта остается наверху, а Ромео вещает снизу. В бессловесном танце юная дама спускается на сцену, влюбленные объясняются в танце, после чего Джульетта возвращается на балкон.

С войной еще интереснее. По сюжету там драки да убийства. Поставить банальный кулачный поединок балетный хореограф не может — неэстетично. А потому герои изображают нечто вроде корриды и балетного батла: с вызовом танцуют друг напротив друга и сшибаются грудью. Шпаги и кинжалы Симонов оставил Шекспиру, а потому Меркуцио погибает, ударившись головой о колонну. А Ромео топит Тибальта в лохани с водой. В оригинальной пьесе обоих закололи. В последней сцене спектакля Ромео и Джульетта по очереди застрелились из пистолета, причем выстрелы получились прямо-таки пушечные, и зал в унисон вздрогнул. То ли от неожиданности, то ли от жалости к героям.

«Умирать на сцене очень интересно»

Играть Джульетту в Череповец приехала московская балерина Елена Лыткина. Она рассказала журналистам, что на наш город у нее большие планы — хочет отоспаться, поскольку является мамой маленькой дочери и со сном всегда дефицит. Поведала также, что в день спектакля мало ест, но много занимается, дабы подготовить тело и душу к выходу на сцену. Это первый сезон, в котором она выходит в роли Джульетты.

«Моя Джульетта — не шекспировская, ее поставил Кирилл Симонов, — рассказала Елена Лыткина. — В трех актах пред зрителями предстают три разные Джульетты, и там хореография другая. В самом начале она подросток-сорванец, но потом влюбляет, и вместе с этим начинает рушиться ее привычный мир. История Ромео и Джульетты — вечно живая и вечно актуальная. И я убеждена, что в наше время в любом городе, возможно в Череповце, можно встретить влюбленную пару, которой что-то или кто-то мешает быть вместе».
Наш осторожный вопрос, как балерине дается сцена смерти ее героини, Елена Лыткина неожиданно встречает улыбкой и чуть ли не смехом.

«Ой, это дико интересно, вы себе не представляете, — признается она с блеском в глазах. — Наш спектакль очень эмоциональный, и смерть очень яркая, и мне нравится играть эту последнюю сцену. Для меня главное здесь, чтобы зритель поверил. Понравится ему или нет — это другой вопрос. Суть в том, чтобы поверил. Знаете, когда у танцовщика происходит определенное взросление — я говорю не о возрасте, — он тянется к иным ролям, чем раньше. До определенного момента в жизни хочется танцевать Аврору, Одетту, Мари и все в таком духе. Когда улыбочка на лице и все хорошо, светлые спектакли. А потом ты вдруг понимаешь, что уже не хочешь просто улыбаться на сцене, тебе хочется пережить чью-то жизнь и чью-то судьбу. И в твоем репертуаре возникают Жизель, леди Макбет… И конечно, Джульетта».



оригинальный адрес статьи