ENG
14 мая 2019

«Золотая Маска» в Омске завершилась спектаклем «Изгнание»

Дарья Федосеева | Интернет-портал «om1.ru»

Это четырехчасовая история о судьбе латышского народа, которая оказалась близка и понятна омскому зрителю.
Темное пространство сцены, коробка-выгородка из некрашеных жестяных листов, черная мебель. Единственное яркое пятно — эмблема лондонского метро со съемными табличками для обозначения места действия.

Через все эти локации предстоит пройти героям пьесы — нелегалам из Литвы, которых, как яблоки, выгружают в одном из парков. Действие происходит в 1990-е, когда эта страна ещн не была частью Евросоюза, а литовцы только перестали быть советскими гражданами.

Миндаугас Карбаускис, режиссер:

— Это очень личная история. В Литве это судьба семисот тысяч уехавших людей. В Англии живет пятая часть бывших литовцев. Каждый видит в этой пьесе свое: своего родственника, сына. Даже нецензурная брань, которая здесь есть, оправдана: все понимают, что это полудокументальная вещь, мат звучит в Литве. Материал очень личностный, он сделан из личных историй. Это документальная драма и в то же время — некая фантазия о том периоде, потому что с тех пор прошло почти двадцать лет. Ставил я это потому, что тоже это пережил. Я жил и мыкался в Лондоне, видел это все своими глазами. Литовца без Лондона не бывает. И я должен заметить, что мастерство Мариуса (Марюс Ивашкявичюс — автор пьесы, прим. ред.) я ценю не за какие-то обобщения, а за умение видеть этих людей подробно, по старинке, классически. Мне кажется, ему не грозит, что его персонажи перестанут быть актуальными, потому что они написаны объемно. Кроме, пожалуй, анархистов в начале пьесы. Вы заметили, что герои все время переодеваются? Они постоянно меняются. Начинается всё очень просто, а потом из этой простоты вырастает целая история. В конце там все довольно сложно.

Один из героев решил переехать в Лондон за своей мечтой, других обманом выслали из страны — бандиты или внутренние службы. Но мегаполис мечты одинаково суров ко всем. Главного героя спектакля Бена (Вячеслав Ковалев) жестоко избивает истинный англичанин. Бен бомжует, ночует на заброшенном корабле, примыкает к анархистам. Выжить ему помогает музыка Фредди Меркьюри. Кстати, второе название спектакля — «Мой друг Фредди Меркьюри». И, собственно, творчество группы Queen помогает ему избавиться от двух важный фобий: ненависти к гомосексуалистам и презрения к «бабаям» — так он называет уроженцев Востока. Напомним, настоящее имя лидера Queen — Фаррух Булсара.

За исполнение этой роли Вячеслав Ковалев получил «Золотую маску». Отметим, что роль потребовала не только широкого вокального диапазона, чтобы повторять за Фредди все перепады Galileo Figaro, но и определенной актерской смелости: в одной из сцен он предстает перед публикой без одежды.

Миндаугас Карбаускис, режиссер:
— Это важный момент. Неважно и непонятно, во что ты оденешься. Тут невозможно было не раздеться, когда он почувствовал, что уже не тот, что раньше, но еще и не другой, просто никто. Как он себя оденет? Это момент чистоты. Это не режиссерское решение. В пьесе это есть, и поэтому это нужно делать. В Литве у нас главного героя играют два артиста: один — молодость, любовь и так далее, а другой — уже человек в возрасте, и комментируем его. Но Слава обладает таланом перемещаться на двадцать лет и вперед, и назад.

Бывшие соотечественники, которых привезли на одном автобусе, пропахли колбасой, и иногда они пересекаются в Лондоне, поэтому зрители могут следить за их судьбой. Эгле, мечтавшая фотографировать в Лондоне свободные лица, сначала выгуливает собак, затем становится содержанкой англичанина, потом знакомится с посетителями ночного клуба, а после надевает хиджаб.

Неформал Эдди с длинными волосами коротко остригает их, надевает жилетку и поступает на службу к королевским особам. Его работа — приносить подбитых уток во время охоты.

А Андрюс по кличке Вандал круглосуточно живет на стройке: днем крушит то, что не могут машины, ночью охраняет объект. На заработанные деньги он строит в Литве огромный дом, которого никогда не увидит…

Это уже вторая постановка Миндаугаса Карбаускиса, которую смогли увидеть омичи. На прошлом фестивале в Омске показывали его спектакль «Русский роман» о жизни Льва Толстого, но сказать, что эти две работы не похожи друг на друга, значит не сказать ничего.

— Я чаще всего делаю стилизации. И все спектакли — это обычно стилизация, например, под советское время. А здесь этого нет. После того, как делаешь такой спектакль, не хочется возращаться туда… После этой постановки у меня была пауза длиною в год. Но я вернулся к стилизациям, потому что всем хочется чего-то знакомого, понятного. А здесь очень особенный материал, он личностный, и в нем можно оставаться самим собой, — говорит режиссер.

Ни по сюжету, ни по сценографии этот спектакль не похож ни на один из тех, что ранее показывали в Омске. Но в этом и смысл фестиваля «Золотая маска»: показать все возможные современные театральные направления. Все, кроме, скучных.



оригинальный адрес статьи

Пресса