Театральная компания ЗМ
Филип Гласс

Сатьяграха

Театр оперы и балета, Екатеринбург
Премии «Золотая Маска» 2016г. - «Специальная Премия Жюри музыкального театра», «Приз критики»
Номинации на Премию - «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа дирижера», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника по свету в музыкальном театре», «Лучшая мужская роль» (Владимир Чеберяк)
опера в 3-х действиях

Либретто: Филип Гласса и Констанс де Йонг на основе текстов «Бхагавадгиты»
Автор текста вокальных партий: Констанс де Йонг

Дирижер: Оливер фон Дохнаньи
Режиссер и сценограф: Тадэуш Штрасбергер
Художник по костюмам: Матти Ульрич
Художник по свету: Евгений Виноградов
Хормейстер-постановщик: Эльвира Гайфуллина
Приглашенный специалист по санскриту: Наталья Силкина
Видео-дизайнер: Илья Шушаров

Артисты: Владимир Чеберяк, Ольга Тенякова, Наталья Карлова, Надежда Рыженкова, Дмитрий Стародубов, Алексей Глухов, Ксения Ковалевская, Алексей Семенищев, Михаил Коробейников, Артем Самсонов, Геннадий Полозов, Александр Сергеев

Артисты хора и миманса театра

Исполняется на санскрите с русскими титрами

Продолжительность 3 ч.
Возрастная категория 12+
Главная черта музыки Филипа Гласса – постоянные многократные повторения маленького мотива, когда после 10 минут проигрыша может поменяться только одна нота! Когда впервые ее слушаешь, кажется, что она наивна и неинтересна, но проходит 15-20 минут, и люди вокруг погружаются в особое состояние. Когда я впервые услышал «Сатьяграху», то был изумлен и подумал, что это какая-то случайность: стоявшие рядом люди спустя какое-то время начинали совершать странные движения, некоторые – даже танцевать.
Оливер фон Дохнаньи
Екатеринбургский театр теперь шестая сцена в мире, где есть «Сатьяграха», и текучие глассовские арпеджио со всем их торжествующим магнетизмом и минорной проникновенностью заполняют не только зал, но и сцену. Тем временем версия Штрасбергера–фон Дохнаньи не исчерпывается созданием пространства, где разложенным аккордам было бы удобно переливаться и урчать. Здесь разворачиваются бурные события, хотя драматургия Гласса лишена напряженности. Это цепь условных эпизодов-медитаций. В них есть герои, есть место действия и время, но собственно действия нет. То есть постановщики обладают невиданной для оперной режиссуры свободой. Штрасбергер с удовольствием этим воспользовался и все очень тонко придумал. К статичным глассовским построениям он присочинил историю, равно декоративную, ритуализированную, драматургически пронзительную и к тому же с большим социальным смыслом. Так что после спектакля в очарованной театральностью и медитативностью публике еще разговаривают о ненасильственном сопротивлении и правах человека, что в дверях оперного театра бывает не всякий раз. С первых тактов зал подкупает реалистичность и живописность спектакля. Зритель вдруг чувствует себя на минималистской опере как дома, словно на традиционном спектакле с эффектами, добром и чудесами. «Сатьяграха» на вид что твой «Щелкунчик»: таинственные огни, волшебная игра света, как будто реальные, экзотически роскошные мягкие декорации. Впрочем, быстро становится ясно, что все в сценографии иллюзия и фокус, образы реальности лопаются изящными пузырями компьютерного дизайна. Гласс – сентиментальный мастер, монотонность его трезвучий компенсируется их настоятельной красотой. Его собственная Сатьяграха (в переводе с санскрита – «упорство в истине») – бесконечные повторения лаконичных формул, в них он упорствует. И это особенно сильно действует, когда, как во втором действии оперы, внешне бесхитростная музыка особенно печальна.
газета «Коммерсант»
Первая российская постановка оперы Филипа Гласса «Сатьяграха» (1979), посвященная фигуре и учению Махатмы Ганди, была осуществлена в Екатеринбурге. Урал в очередной раз успешно оспаривает пальму культурного первенства у обеих столиц, хотя бы по части нестандартного репертуарного мышления. Появлением «Сатьяграхи» мы обязаны необычным художественным интересам директора театра Андрея Шишкина, его увлечению индуистской философией. Во имя их реализации оркестр, хор и солисты героически постигали особенности исполнения материала в стиле минимализм (да-да, эта, на первый взгляд, красивая благозвучная музыка требует специальной подготовки!), и их мужество по достоинству оценили эксперты «Золотой Маски». Добавим, что художник и режиссер Тадэуш Штрасбергер вместе с художником по свету Евгением Виноградовым сделали постановку очень красочной, а дирижер Оливер фон Дохнаньи старается решить задачу-максимум и дать почувствовать слушателю, что такое медитативный транс.

Марина Гайкович

На странице использованы фотографии Сергея Гутника и Полины Стадник