Петер Вайс

Дознание

Театр юного зрителя, Хабаровск
номинация
программка
 
При прочтении пьесы я подумал: а если бы я оказался там, в лагере, что тогда? На какой стороне был бы я? Именно эту мысль хотелось перенести в спектакль, сделать его максимально «чистым» от театра.

Михаил Тычинин


Мы попытались создать спектакль с концепцией даже не «голый актер на голой сцене», а «голый зритель на голой сцене один на один с пьесой», где режиссер сам выстраивает пластику спектакля, градус накала конфликта, в зависимости от настроения и индивидуальных особенностей зрителей.

Павел Оглуздин


Эта работа еще раз помогла мне понять, что вставать на сторону «света» нужно каждый день, возможно, каждый час. И дело даже не в фашизме, дело в том, что «палач» живет в каждом из нас и каждый должен задать себе вопрос – через какие двери он входит.

Сергей Мартынов





Пьеса написана по материалам известного франкфуртского процесса над эсэсовцами и заставляет каждого в зрительном зале почувствовать причастность к происходящему: Вайс указывает в ремарке постановщику, что свидетели судебного процесса могут сидеть прямо среди зрителей.
Режиссер спектакля Михаил Тычинин не просто следует указанию автора, но и заставляет самих зрителей становиться попеременно то узником концлагеря, то свидетелем судебного процесса, то обвинителем, а иногда – и адвокатом.
Текст – почти документальный – пробирает до дрожи, тем более что тебе его не рассказывают актеры: ты читаешь его сам. И все подсудимые (их было восемнадцать на реальном процессе) и девять свидетелей тех страшных событий предстают перед тобой, как живые, споря, был ли выбор у всех и каждого: у палачей – убивать, у заключенных – умирать. Ты словно бы судья, который слушает обе стороны, и в какой-то момент, представляя такие же бетонные стены, ставшие свидетелями тысяч и тысяч смертей, готов в ярости немедленно вынести смертный приговор.
И вот тут ты попадаешь в ловушку, потому что тебе дают возможность задать свой вопрос и ответить на вопросы чужие. Эти вопросы порождают новые: ты понимаешь, что никому не известно, какой придется делать выбор, неизвестно, как поступишь в такой ситуации сам. А еще понимаешь, что даже сейчас, прямо здесь, есть те, кто готов оправдать любой выбор, и тебе остается только смириться с этим.

интернет-издание «Habinfo»
Рассказывают, что редактор этой документальной пьесы Петера Вайса (1965) оставил на ней резолюцию «Для постановки в театре невозможна, так как слишком страшна». Несмотря на опасения, пьеса вскоре была поставлена в театре Фольксбюне (одна из последних работ Эрвина Пискатора) и даже в СССР – Петром Фоменко на Таганке. Впрочем, о подробной сценической истории «Дознания» в России говорить не приходится. В его основе – леденящие душу протоколы допросов с Аушвицкого процесса начала 1960-х: подробный, с тошнотворными деталями, рассказ о технологии работы гитлеровской фабрики смерти и несколько ироничный, надменный тон вновь выявленных нацистских преступников. Они не верят в суровое наказание: ведь это все дела далекого прошлого, а главное – «мы всего лишь выполняли приказ, за что же нас судить?». Спектакль молодого режиссера Михаила Тычинина до аскетизма строг. Зрителя тут оставляют наедине с текстом Вайса, не навязывая интерпретаций и не высекая дешевого пафоса на костях великой трагедии. В спектакле заложен и другой, не менее важный сюжет: несколько десятков зрителей в замкнутом пространстве, читающих с листа страшную пьесу, играют роль коллективного социального тела, микромодели общества.

Андрей Пронин


Дорогие зрители, обратите внимание: если для чтения вам необходимы очки, пожалуйста, возьмите их с собой на спектакль.

На странице использованы фотографии Натальи Ивацик

Номинации на Премию «Золотая Маска» 2017г. - «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа режиссера»
Перевод: Евгений Григорьев, Николай Бунин
Владелец прав на исполнение Suhrkamp Verlag Gmbh&Co.Kg

Режиссер: Михаил Тычинин
Художник: Павел Оглуздин

Артисты: Галина Бабурина, Яна Лобкова, Татьяна Широкова, Сергей Мартынов, Михаил Тычинин

Продолжительность от 1 ч. 50 мин. до 2 ч. 30 мин.
Возрастная категория 18+