Дмитрий Шостакович

Катерина Измайлова

Большой театр, Москва
программка
 
Мне кажется очень важным временной разрыв между поздней редакцией и ранней, которую создал молодой Шостакович, импульсивный, смелый, еще не проживший те страшные времена, которые пришли позже. Когда он стал работать над второй редакцией, – несмотря на все причины, по которым это произошло – он как художник смог сохранить главное зерно оперы, не потерять его, не разбавить. У Шостаковича вообще во всем присутствует симфонизм: в мышлении, в крупных мазках, в ощущении формы. И в «Катерине Измайловой» меня привлекает в первую очередь сквозное развитие: с начала и до конца наши нервы как будто непрерывно наматываются на катушку.

Туган Сохиев, интервью для буклета спектакля

На этот раз взята вторая редакция, то есть – не принятая в мире «Катерина Измайлова». При всей видимой компромиссности такого решения не надо забывать, что на этой редакции Шостакович настаивал в конце жизни, что тут выбор не только между свободным искусством и искусством после страха, но и между молодостью и зрелостью. «Леди Макбет» прекрасна радикализмом грубой лексики и зашкаливающим тестостероном, «Катерина» цельнее по форме, учтивее к советским пуританским нравам и, помимо сексуальной неудовлетворенности, предлагает рассмотреть другие жизненные проблемы – например, бездетность главной героини. Этический вывод, смывающий всю предыдущую, в том числе и Катеринину, грязь, – финальный хор каторжников, безусловных праведников, страдальцев, которым невозможно не сочувствовать, с последней фразой выделяющегося из общего хора старика, «Разве для такой жизни рожден человек?»

интернет-издание «Colta»
Постановщики словно доказывают: «Катерина» – именно вторая опера, она другая. Судя по их работе, в ней нет места разговору о неприличной и непреодолимой силе страсти и саркастических оболочках мрачной трагедии, прихотливой смеси вульгарности, насмешки и устрашающего гипнотизма. В ней все подчинено логике возвышенной драмы, которую Сохиев делает музыкально стройной, а Туминас – поэтичной, насколько позволяет материал.

газета «Коммерсант»



Нотный материал предоставлен ООО Издательство DSCH

На странице использованы фотографии Дамира Юсупова

опера в 4-х действиях

Либретто: Дмитрий Шостакович и Александр Прейс по очерку Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»

Дирижер: Туган Сохиев
Режиссер: Римас Туминас
Сценограф: Адомас Яцовскис
Хореограф: Анжелика Холина
Художник по костюмам: Мария Данилова
Главный хормейстер: Валерий Борисов
Художник по свету: Дамир Исмагилов

Артисты: Дмитрий Ульянов, Марат Гали, Мария Лобанова, Джон Дашак, Оксана Горчаковская, Роман Муравицкий, Владимир Комович, Александр Короткий, Вадим Тихонов, Годердзи Джанелидзе, Станислав Трофимов, Юрий Маркелов, Николай Казанский, Станислав Мостовой, Александр Науменко, Светлана Шилова, Ирина Рубцова

Продолжительность 3 ч. 10 мин.
Возрастная категория 16+