Скрипичный концерт №2

Мариинский театр, Санкт-Петербург
программка
 
Я считаю, что музыка Второго скрипичного концерта, которую я взял, на сто процентов балетная. И даже считаю, что это, возможно, был недописанный в свое время балет. Мне кажется, что работать именно с симфонической музыкой, делать балеты на симфоническую музыку, это хороший опыт для всех, и для труппы в первую очередь. Симфоническая музыка требует больше дисциплины, как от постановщика, так и от кордебалета, и от солистов. При прослушивании этого концерта я понял, что нужно делать именно классический балет, оглядываясь в сторону Баланчина – по звуку то, что мы слышим в Концерте, подходит именно к русской балетной школе. У Баланчина есть Скрипичный концерт Стравинского, а мы сделали Скрипичный концерт № 2 на музыку Прокофьева.

Антон Пимонов, интервью программе «Сегодня – Санкт-Петербург», телеканал НТВ

Действие балета «Скрипичный концерт № 2» происходит в прекрасном нигде. К тому располагает и музыка – интровертная, словно бы лишенная концертного блеска: потаенный страх и тревога двух крайних частей, летнее чаепитие на веранде с Бахом в Andante – все это в 1935 году знаменовало конец композиторской свободы космополита Прокофьева. Жанровая модель хореографа Антона Пимонова – Баланчин, главный интерпретатор «белого балета» в ХХ веке и автор великого образца «черного балета» в позднейшей «Моцартиане». Спектакль Пимонова – именно черный балет, негатив традиционного, празднично-приподнятого балетного зрелища. Черные пачки танцовщиц, их немигающий взгляд в зал и сомнамбулические port de bras – приметы обитательниц обратной стороны Луны. Космическую, парализующую холодность подчеркивает и образцовый свет – Константин Бинкин дал еще один повод вспомнить спектакли Роберта Уилсона.
«Скрипичный концерт № 2» – балет строгого стиля. Его приметы – обращение к позировкам менуэта, любование замысловатым орнаментом, использование самых простых рисунков только в особых случаях. Сюжет балета – мышечный жим, преодоление, томление: на первых же тактах Пимонов ставит grand plié – глубокое медленное приседание по выворотной позиции, движение, с которого начинается ежедневный балетный урок, – и заставляет распробовать его как нечто доселе невиданное.
Каждый поворот головы и взгляд глаза в глаза выверен с гомеопатической точностью. Паузы работают как продолжение движения.

интернет-издание «Colta»
На странице использованы фотографии Натальи Разиной

одноактный балет

Музыка: Сергей Прокофьев «Концерт для скрипки с оркестром № 2 соль минор»

Музыкальный руководитель и дирижер: Валерий Гергиев
Хореография: Антон Пимонов
Сценография: Анастасия Травкина и Сергей Жданов
Художник по костюмам: Ирина Боганова
Художник по свету: Константин Бинкин

Артисты: Виктория Терешкина, Андрей Ермаков, Надежда Батоева, Алексей Тимофеев, Шамала Гусейнова, Светлана Русских, Элина Камалова, Екатерина Красюк, Анастасия Лукина, Марина Тетерина, Ярослав Байбордин, Раманбек Бейшеналиев, Ярослав Пушков, Максим Изместьев, Евгений Коновалов, Вячеслав Гнедчик

Солистка: Ольга Волкова

Продолжительность 30 мин.
Возрастная категория 6+