Театральная компания ЗМ
Павел Пряжко

Поле

«театр post», Санкт-Петербург
Номинация на Премию «Золотая Маска» 2017г. – «Лучший спектакль эксперименте»
Режиссер: Дмитрий Волкострелов
Композитор: Дмитрий Власик
Художник по свету: Илья Пашнин

Артисты: Иван Николаев, Андрей Слепухин, Алена Старостина, Иван Стрюк, Матвей Трифонов, Борис Чистяков, Динара Янковская

Продолжительность от 1,5 до 2 ч.
Возрастная категория 18+
«Поле» – важнейший текст не только для Павла Пряжко, но и для всей современной российской драматургии, выводящий ее на принципиально новые рубежи. Пьеса построена по законам квантовой физики – ничего подобного в отечественной новой драме не случалось ни до, ни после. В этом смысле «Поле» – один из классических текстов новой драмы. Уникальность этого текста еще и в том, что смыслы его отнюдь не исчерпываются оммажем актуальной науке: вариантов прочтения и трактовки может быть великое множество – если бы не финальная ремарка («Современной физике посвящается»), подобрать ключ к «Полю» было бы крайне трудно. До сих пор «театр post» работал либо с совсем свежими (или написанными специально для нашей группы) текстами Павла, либо, как в случае с двумя «Лекциями» классика авангарда ХХ века Джона Кейджа, с произведениями, существующими в параллельной российскому театру реальности. Постановка «Поля» – особый для нас случай: мы вроде бы вступаем на хорошо знакомую нам территорию вселенной Павла Пряжко, но организованную по неожиданным, совершенно непривычным законам.
Дмитрий Волкострелов
Дмитрий Волкострелов неоднократно ставил пьесы Пряжко и каждый раз предлагал небанальные, концептуальные решения. Минский драматург оказался едва ли не самым верным союзником молодого режиссера, от спектакля к спектаклю продолжающего эксперимент по исследованию способов воздействия театра на современного зрителя. Последовательно вычитая из театра обыденную «театральность», Волкострелов ищет не просто новую правду и новую искренность, он препарирует саму природу театра. Что касается «Поля», то здесь слово «природа» имеет решающее значение: название пьесы режиссер прочитал не в само собой разумеющемся для этого сюжета смысле, а в том, который появляется в естественных науках, – как, например, магнитное поле. Перемешанные фрагменты текста складываются в меняющуюся раз от раза последовательность, сюжет становится нелинейным, странным. А на первый план выходят не обыденные обстоятельства, описанные Пряжко, а их подтекст – ощущение неосмысленного, не поддающегося рациональному обоснованию, но загадочного и притягательного человеческого бытия. Жизнь, вроде бы обессмысленная формальным сценическим ходом, вдруг обретает напряженное и увлекательное театральное течение. То, что казалось неопределенностью, становится неотвратимостью. Актеры Волкострелова обнаруживают удивительное единение как с текстом, так и с режиссерским приемом: не разыгрывая никаких «оценок» или «взаимоотношений» героев, они сохраняют индивидуальности, отказываясь от обычных актерских приспособлений. В программке спектакля можно найти немало научных терминов – таких, как «теория хаоса», «флуктуация», «точка бифуркации» и др. Каждый из них создает скорее систему ассоциаций, нежели может быть впрямую приложен к действию. Что касается актерского существования и атмосферы спектакля «Поле», то можно предложить аналогию со сменой агрегатного состояния. Когда генератор случайных чисел исчерпывает свою миссию, спектакль словно переходит из кристаллического, твердого состояния в газообразное.
газета «Коммерсант»
Пьеса Павла Пряжко «Поле» была написана в далеком 2008 году, когда ставший сегодня привычным тандем «драматург Пряжко – режиссер Волкострелов» еще не существовал. Странный, необязательный сюжет из жизни каких-то комбайнеров, слушающих шансон, покупающих золотые цепочки и завязывающих друг с другом романы, заканчивался сценой массового любовного экстаза и ремаркой «Посвящается современной физике». Дмитрий Волкострелов в своем «квантовом спектакле» вооружился непростым понятийным аппаратом теории относительности и поставил во главу угла «принцип неопределенности». Фабула спектакля не фиксирована, ею управляет генератор случайных чисел, указывающий, какой эпизод играть следующим. Фрагменты вульгарной повседневности, вырванные из уз причинно-следственных связей, теряют привычные смысл и значение, приобретая глубину и величавость таинственного ритуала. В определенной «точке бифуркации» спектакль меняет направление, поднимаясь до мистериальных высот, в которых традиционное понимание времени и пространства уже не действует.

Андрей Пронин




Проект осуществлен при поддержке Фонда Михаила Прохорова



На странице использованы фотографии Юлии Люстарновой и Натальи Кореновской