Театральная компания ЗМ
Вуди Аллен

Мужья и жены

Московский Художественный театр им. А.П. Чехова
Спектакль вошел в Лонг-лист Премии «Золотая Маска» 2018 года
Режиссер: Константин Богомолов
Художник: Лариса Ломакина
Художник по свету: Айвар Салихов
Музыкальное оформление: Валерий Васюков
Видео: Артем Панчик, Владимир Панчик

Артисты: Игорь Гордин, Дарья Мороз, Игорь Верник, Александра Ребенок, Сергей Чонишвили, Светлана Колпакова, Мария Карпова, Софья Райзман, Софья Эрнст, Артем Соколов, Кирилл Трубецкой

Продолжительность 1 ч. 25 мин.
Возрастная категория 18+
Сюжетно спектакль отталкивается от тривиальной истории: благополучная, на первый взгляд, пара решается развестись. Их друзья сначала реагируют на новость с изумлением, но, задумавшись, понимают, что изумляться нечему, и их собственная семейная жизнь давно дала трещину…
Константин Богомолов
«Мужья и жены» при всей кажущейся простоте и минимализме сценического рисунка сделаны изящно и расчетливо, будто вскользь, но с точно отмеренными дозами лукавства и насмешки. И с отменным пониманием того, как столь разных актеров превратить в ансамбль – внешне сдержанного мастера полутонов Игоря Гордина, жизнерадостного, любящего прямой контакт со зрителем Игоря Верника, экономную и при этом обжигающую Дарью Мороз, знатока тайны победоносного «физического присутствия» на сцене Сергея Чонишвили, острую Светлану Колпакову, да и всех остальных, – чем переписывать программку, просто констатируем: играют превосходно. В манере игры, предложенной Константином Богомоловым, собственно, и заключено то, что помогает отличить спектакль от сборника проницательных «жизненных» наблюдений. В фильме Вуди Аллена камера застает героев в квартирах и постелях, в парках и офисах, в грозу и под чистым небом, их эмоции понятны и отчетливы. В спектакле МХТ имени Чехова все, конечно, совсем по-другому – здесь нет ярко выраженных устремлений, интонации словно сглажены. Задник-видеоэкран помогает увидеть лица героев крупным планом, но на практически пустую, украшенную лишь белыми рамками сцену актеры выходят как будто бы лишь для того, чтобы «обозначить» очередную ситуацию, в которую каждый из них попадает. Театральность здесь минимальна. Но, кажется, что ничего большего и не нужно – потому что режиссер заранее ядовито шепнул всем, что в погоне за счастьем призов не предусмотрено.
газета «Коммерсант»
«Мужья и жены», напротив, поставлены без нажима – в приглушенной, холодной стилистике. Сюда вернулся излюбленный богомоловский прием «ноль-позиции», когда актеры сидят на диванах и, отказываясь от эмоций, произносят свой текст так, будто его хорошенько дистиллировали. Но здесь это не образ деструкции, а следование настроению. Ведь о каких эмоциях можно говорить, если союз мужчины и женщины с годами стал похож не на полную чашу, а на зияющую пустоту? На сцене предельно минималистичная интерьерная конструкция, которая делит пространство на две условных комнаты, образуя тонкими перекладинами некий лабиринт. Сквозь него герои – а это снова две семейные пары в период кризиса – тщетно пытаются выйти друг к другу душевно, эмоционально. Джуди и Гэйб давно тяготятся своим браком, но не подают виду, зато искренне ужасаются смелому заявлению пары друзей о разводе – Джека и Сэлли.
Богомолов заставляет актеров резко прерывать диалог, молча уходить, снова и снова становиться лицом к лицу, одиноко пересекать сцену и снова возвращаться на злополучный диван. Мужчина и женщина сидят в его углах, между ними не километры – только руку протяни, но этого уже слишком много. Ремарка «обнимает» появляется в бесчувственных титрах и никогда не доходит до реального физического действия. В сценарии, где типизированные сюжетные линии похожи на синопсис всех американских фильмов сразу, под пристальным режиссерским взглядом – горьким и мудрым – мужской эгоизм и женская хитрость, неудовлетворенность и пресыщенность, обоюдная слабость и спасительная ложь: «Ты мне нужна, не уходи!»

«Независимая газета»

На странице использованы фотографии Екатерины Цветковой