Театральная компания ЗМ

Гамлет. Ширма

Большой театр кукол, Санкт-Петербург

Премия «Золотая Маска» 2020 г. – «Лучшая работа актера» (Алесь Снопковский)
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2020 г. – «Лучший спектакль в театре кукол», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника»

postpunkpuppetshow

Идея: Анна Сомкина

Режиссер: Руслан Кудашов

Художник: Марина Завьялова

Художник по свету: Анастасия Кузнецова

Музыкальное оформление: Сергей Кузнецов, Анна Сомкина



Артисты:Роман Дадаев, Денис Казачук, Дмитрий Чупахин, Алесь Снопковский, Михаил Ложкин, Сергей Беспалов, Иван Солнцев

Продолжительность 1 ч. 20 мин.
Возрастная категория 18+
Спектакль про сегодняшний театр, сегодняшнюю жизнь и сегодняшнего Гамлета. Кудашов бесстрашно травестирует все и вся, бьет наотмашь, складывая действие из трюизмов. Доминанта сценографии – ширма: массивная перегородка, панель домашнего кинотеатра – всего лишь портал из действительности в небытие. За ней обитает Шекспир, безобразный старик, повсюду таскающий за собой не менее отвратительный труп. Над последним измываются все герои-петрушки. Их дубли в живом плане снабжены накладными животами, задницами и даже лбами. Задница, впрочем, еще и отдельный персонаж – гуляет сама по себе и комментирует происходящее органичным ей способом. Актерский состав сугубо мужской, как было принято раньше, поэтому Офелия – обаятельный трансвестит, как привыкли ныне. Зрелище не для рафинированных дамочек, скорее, для тех, кто различает переводы, скажем, Сумарокова и Радловой. И БТК лукавит, утверждая, что основа действия «анекдоты, придуманные постановщиками». На самом деле великий театральный текст сохра́нен, хоть и сведен в вербальной его составляющей к междометиям, обрывкам слов и имен. Перед нами не бесшабашная трактовка, как может показаться, а подробное, внимательное прочтение с весьма горькой интонацией, точно отражающей эпоху.

Арина Шепелёва

Это настоящий площадной театр с соответствующими шутками, где герои выглядят и ведут себя чересчур. Гипертрофированные части тел откровенно намекают на порочность – все окружение Гамлета, похотливое и ненасытное, потонуло в смертных грехах. Рядом с этими уродцами «Гамля», как зовут его здесь, – невинное дитя, еще не познавшее падения. Режиссер не забыл и о том, что в театре времен Шекспира играли только мужчины, и здесь этот прием добавляет комичности: есть особая прелесть в том, что Офелию играет мускулистый Алесь Снопковский, а пластичный Денис Казачук – за Гертруду. Молодой, еще не знакомой с законами мира Офелии, Гертруда по-матерински устраивает мастер-класс по местному этикету: как правильно пить алкоголь, поярче накрасить губы, принять выгодную позу, а главное – отрастить змеиный язык и стать окончательной ядовитой гадиной. Офелия – способная ученица, быстро усвоившая главное правило этого балагана – «бьет – значит любит».
Гамлет в постоянном движении, не отягощенный душевными, а значит и физическими дефектами, пытается убежать от этой реальности. Знаменитый монолог «быть или не быть» становится здесь воззванием к богу, неумелой попыткой человека поговорить с создателем. Это еще не оформленная молитва, поиск языка, но уже – осознание. Он не жаждет мести, наоборот, каждому ушедшему за ширму герою, дарит очищение. Погибая, они снимают с себя груз грехов. Так, Полоний стаскивает огромный живот, а Офелия, избавившись от балетной пачки и косичек, оказывается в купальнике и плавательной шапочке. Оставшись последним, Гамлет взваливает на себя ношу их грехов. Здесь он уподоблен Христу, принявшему на себя бремя мучений других – пред богом, с которым нашел общий язык. Перед последним шагом за ширму у него еще есть силы потягаться со смертью, хотя обмануть ее, в отличие от петрушки, у него не получится.

интернет-издание «Стенгазета»

На странице использованы фотографии Стаса Левшина