Театральная компания ЗМ

Кармен

Театр кукол «Теремок», Вологда
Премия «Золотая Маска» 2014г. - «Лучшая работа режиссера»
Номинации на Премию - «Лучший спектакль в театре кукол», «Лучшая работа художника»
народная кукольная драма

Автор идеи и режиссер: Борис Константинов
Художник: Виктор Антонов
Балетмейстер: Наталья Петрова-Рудая
Музыкальное оформление: Владимир Плисс

Артисты: Ольга Ледкова, Марина Ефремова, Наталия Савенкова, Андрей Васильев, Иван Захаров, Марина Мизина, Валентин Овсянников, Дмитрий Акишин

Продолжительность 55 мин.
Возрастная категория 16+
Передо мной и художником Виктором Антоновым стояла задача перевести всем известную новеллу Мериме на язык символов и знаков. На язык нашего театра, где главные роли отданы кукле. Было интересно проверить, справится ли кукла с тем количеством страстей и внутренних переживаний героев «Кармен». Мы решили, что не будем создавать настоящую Испанию в Вологде. Вологда – это север, спокойствие, умиротворенность и долгое протяжное «о». Уж совсем не фламенко, коррида и кипящие страсти! И определив жанр как «народная кукольная драма», стали «играть в Испанию» куклами. Кармен, ведомая четырьмя парами мужских рук, ожила. А в какой-то момент, уже на репетиции, я заметил, что не актеры ведут куклу, а она – их. Она решает, куда ей идти, куда смотреть, кого любить.
Борис Константинов
Борис Константинов подарил красивую романтическую и одновременно трагическую историю, которую, по задумке режиссера, поведает зрителю бродячая труппа испанских цыган, смастерив кукол из подручных материалов – веток, хвороста и цветных тряпок.
Художник Виктор Антонов воссоздал эту неподражаемую атмосферу жаркой испанской ночи во всем: в сценографии, куклах, костюмах артистов. Причем сделал это крайне практично и продуманно до мелочей. «Неживое» оживает волшебным образом и заставляет взрослых серьезных людей поверить в происходящее на сцене.
журнал «Страстной бульвар, 10»
Новый спектакль Бориса Константинова «Кармен» – это игра с музыкой и светом, с жестами и танцами, благодаря чему и «общаются» между собой герои. Вся суть сюжета передана посредством экспрессии, а герои практически не говорят, но в этой истории все понятно без слов. Чувственная Испания предстает в образе прелестницы Кармен, которая благодаря своей необыкновенной красоте может «вить веревки» из любого мужчины.

интернет-издание «Безформата.ru»

«Кармен» в истории отечественного театра кукол – прежде всего, смешной эстрадный номер Сергея Образцова, в котором он иронизировал над пышной примадонной и субтильным тенором, скованными оперной условностью. Режиссер Борис Константинов и художник Виктор Антонов поставили страстный спектакль без слов, в котором важен каждый звук. Музыка на сцене из бытовых шумов постепенно вырастает в громогласные раскаты, знакомые по хрестоматийным мелодиям Бизе. Каждой куклой управляют три-четыре кукловода, не скрывающих своего присутствия. Руки «деревянных» испанцев и испанок парят в плавных жестах кистей актеров, а ноги – барабанные палочки, лишенные ступней, – отбивают ускоряющийся ритм жизни, который в итоге почти невозможно вынести. Какие-то герои, не выдержав, отправляются в корзину или в таз. А демоническая большеглазая и колченогая Кармен совершит все-таки напоследок попытку взлететь к колосникам.

Алексей Гончаренко