Театральная компания ЗМ

Побег из Шоушенка

Театр драмы им. М. Горького, Самара
Участник программы «Маска Плюс» Фестиваля 2017 года
новелла в 2-х частях
по Стивену Кингу

Перевод и сценическая адаптация: Александра Гвоздкова

Постановка: Вячеслав Гвоздков
Сценография и костюмы: Александр Орлов
Художник по свету: Александр Феоктистов
Постановка пластики: Виталий Жигалин
Музыка: Фаустас Латенас, Юрий Алябов, Василий Тонковидов

Артисты: Петр Жуйков, Андрей Нецветаев, Хамид Дышниев, Виталий Жигалин, Федор Степаненко, Александр Герасимчев, Владимир Сапрыкин, Игорь Новиков, Владимир Морякин, Виктор Мирный, Павел Аверин, Сергей Видрашку, Юрий Машкин, Иршат Байбиков, Михаил Ворошилов, Сергей Маркелов, Валентин Пономарев, Станислав Задков, Владимир Сухов

Продолжительность 3 ч.

Возрастная категория 16+
Для меня тема свободы, тема человека, который может изменить мир вокруг себя, всегда была определяющей. «Побег из Шоушенка» является составной частью триптиха, пронизанного общей идейной составляющей. Первым я поставил спектакль «Полет над гнездом кукушки», вторым был «Полковник-птица» и, наконец, «Побег из Шоушенка» становится третьей частью драматургического ансамбля. Героев всех этих произведений объединяет некое заточение в рамки. Они скованы физически и лишь через такую внешнюю несвободу начинают освобождаться духом. Происходит своеобразный катарсис – освобождение посредством страдания. И этот освобожденный дух помогает им вырваться из привычных оков. Энди Дюфрейн, как и герои других двух произведений, не является героем в привычном понимании этого слова. Это интеллигентный, образованный человек, не обладающий выдающейся физической силой. Но именно свободомыслие и человеческое достоинство помогают ему сорвать с себя все оковы.
Вячеслав Гвоздков
Над этим спектаклем художественный руководитель Самарской драмы Вячеслав Гвоздков работал несколько лет, а шел к нему – еще дольше. Когда-то именно Гвоздков первым в СССР поставил в Ташкенте «Полет над гнездом кукушки», а теперь первым в России придумал использовать повесть Стивена Кинга «Побег из Шоушенка» как материал для театра. Знаменитый ташкентский спектакль и новая работа схожи не только этим: и МакМерфи, и Энди Дюфрейн (блестящая работа актера Андрея Нецветаева) – люди, бросающие вызов государству, обществу, судьбе, непокорные одиночки, знающие истинный смысл слов «справедливость» и «человеческое достоинство» и передающие этот смысл другим. Спектакль Гвоздкова интересен не только общественным и философским звучанием, не только мастерским владением большой сценической формой, которое демонстрирует постановщик, не только способностью соединить глубину авторского послания с жанровыми приемами. «Побег из Шоушенка» отличается не частым для драматической сцены качеством «кинематографичности»: здесь царят стиль и дух Голливуда 1940–1960-х.
Андрей Пронин
На странице использованы фотографии Владимира Сухова