Театральная компания ЗМ
Алексей Сергунин

Доктор Гааз

Театр «Геликон-опера», Москва
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2017г. – «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа композитора», «Лучшая работа художника», «Лучшая женская роль» (Лидия Светозарова), «Лучшая мужская роль» (Виталий Фомин)
опера-коллаж в 11-ти эпизодах

Либретто: Людмила Улицкая

Режиссер: Денис Азаров
Дирижер: Валерий Кирьянов
Сценография: Дмитрий Горбас
Художник по костюмам: Ваня Боуден
Художник по свету: Денис Енюков
Видеохудожник: Михаил Заиканов
Хормейстер: Евгений Ильин

Артисты: Виталий Фомин, Петр Морозов, Лидия Светозарова, Дмитрий Овчинников, Александр Киселев, Александра Ковалевич, Константин Бржинский, Кирилл Новохатько, Дмитрий Пономарев, Андрей Вылегжанин, Дмитрий Скориков, Михаил Серышев

Продолжительность 1 ч.
Возрастная категория 16+
Доктор Гааз – это то, что совершенно истребили и в жизни, и в нашей памяти. Ведь это был человек, жизнь положивший «за други своя», за «несчастненьких», как он говорил, юродивый в каком-то отношении. То есть Гааз не принимал правил обыденного поведения, чужак, немец, врач, приехавший в Россию молодым человеком, лечивший знать, родственников императора, разбогатевший, а потом пять домов и имение спустил на зэков, на «рвань презренную», на колодников…
Людмила Улицкая, интервью «Новой газете»
Я старался отразить в музыке эволюцию сознания Гааза.
Алексей Сергунин
Опера о докторе Гаазе написана не в жанре биографии, а как текст, смысловая ось которого проходит через судьбы каторжников, арестантов, раненых солдат, пересекая XVIII век, когда родился Гааз, наполеоновскую войну, гулаговскую эпоху до наших дней. И в спектакле это пространство несвободы, арестантского мира решено с конкретностью и впечатляющей метафоричностью.
Однако 11 эпизодов оперы – это не просто действие, вытянутое в линию событий и времен и прослоенное массовыми сценами, оркестровыми интерлюдиями, тихим «мантровым» гулом, повисающим в воздухе. Это совершенно иначе устроенное по драматургии движение, где каждый эпизод является еще и свидетельством о святой жизни доктора Гааза. И каждый такой эпизод набирает свой объем, силу из многих «источников»: из быстрого афористичного слога либретто, лишенного привычной оперной риторики арий и дуэтов, из музыкального коллажа партитуры, контрастно сталкивающего барочную струнную фактуру, электронные тембры, исступленные оркестровые тутти в духе Шостаковича, рок, духовную музыку, плачи. А также – из абсолютно ювелирно заданной сценической формы, где работает все: и ансамбль артистов хора, за час времени проживающих жизни тысяч людей – каторжников, солдат, вельмож – и монтаж со страшной тюремной статистикой и фотографиями заключенных, с видео резаных частей тел, хирургических операций.

«Российская газета»




На странице использованы фотографии Антона Дубровского