Театральная компания ЗМ
Глеб Седельников

Родина Электричества

Театр оперы и балета, Воронеж
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2018 г. – «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа дирижера», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа художника по костюмам», «Лучшая женская роль» (Полина Карташова)
опера в одном действии, 4-х картинах со вступлением, эпилогом и заключением

Либретто: Глеб Седельников по произведениям Андрея Платонова

Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик: Юрий Анисичкин
Режиссер-постановщик: Михаил Бычков
Художник-постановщик: Николай Симонов
Художник по костюмам: Юлия Ветрова
Хормейстеры: Ольга Щербань, Эмиль Гаджиев
Художник по видео: Алексей Бычков
Художник по свету: Иван Виноградов

Артисты: Кирилл Афонин, Максим Шабанов, Алексей Тюхин, Анастасия Черноволос, Антон Оршанский, Полина Карташова, Фёдор Костюков, Эмиль Гаджиев, Михаил Сыров, Роман Дюдин, Дарья Филиппова, Игорь Ходяков

Учащиеся школ искусств Воронежа: Тимур Рудометкин, Александра Исакова, Виталина Рудометкина, Дмитрий Нестеров, Яков Шишкин

артисты хора


Продолжительность 1 ч. 15 мин.
Возрастная категория 16+
Наша постановка родилась в год столетия революции 1917 года. Дух революционных надежд, ожиданий, что жизнь неким чудесным образом удастся повернуть к счастью, сопутствовал раннему Платонову. Но дальше у него была своя внутренняя эволюция, которая происходила одновременно с тем, как трансформировалась в стране идея построения нового мира. Затем композитор второй половины XX века как-то осмыслил этот материал, придал ему свое толкование. А дальше мы, люди, живущие и работающие над спектаклем в XXI веке, добавили свое понимание этих событий. Наш сегодняшний социальный опыт дает нам возможность говорить и о крушении каких-то надежд и ожиданий. Это, естественно, придает дополнительные смысловые грани тому, что закладывал автор оперы.
Михаил Бычков
Интересно, почему практически на излете советской власти композитор вдруг обратился к ранним рассказам Платонова, где в некотором смысле воспеваются новые боги, вера в знания, науку и технический прогресс? Предчувствовал ли композитор скорый исход коммунизма, слом эпох? Возможно. Набат, в опере сопровождающий пожар на только что возведенной чудо-электростанции, сегодня, спустя почти четыре десятка лет, слышится как провидение. Впрочем, можно здесь услышать и ретроспективу: если никого из них, рабочих и крестьян, не коснутся репрессии 30-х, то в 40-е точно большинство отдаст жизнь за родину. Одна из мизансцен оперы, кажется, на подобный исход и намекает: провода электростанции на железных столбах (колючая проволока?) опутывают деревню кругом. Музыкальный материал оперы обнаруживает знание традиций глубинных слоев русской музыки – хотя ни фольклорная, ни духовная музыка здесь, как кажется во время прослушивания, не цитируются напрямую (только тексты молитв), истоки угадываются безошибочно. В большей степени слышится наследник Мусоргского – и в особенной речевой интонации героев, и в многочисленных хоровых сценах.
«Независимая газета»
Глеб Седельников (1944–2012), композитор уникальной судьбы – полная слепота не помешала получить академическое образование и состояться в профессии – написал оперу под первоначальным названием «Лампочка Ильича» для Камерного музыкального театра Бориса Покровского в 1979 году, но постановка так и не случилась. Мировая премьера прошла год назад в Воронеже – что не случайно, опера написана по ранним рассказам Андрея Платонова, уроженца этих мест, да и действие происходит на воронежской земле.
Косвенно задета и круглая дата – столетие революции: в музыкальной афише фестиваля это, пожалуй, единственный спектакль, посвященный важному в нашей истории событию. Рождение новой эпохи – на примере открытия (и падения) электростанции в селе – режиссер Михаил Бычков и художник Николай Симонов передают через обращение к самому ценному, что породили постреволюционные годы, – к русскому авангарду.
Любопытно, смотря спектакль, предугадать – как сложится судьба его героев? Попадет ли кто за колючую проволоку лагерей, сгинет ли в атаках Второй мировой? Почему практически на излете советской власти композитор вдруг обратился к материалу, где в некотором смысле воспеваются новые боги, вера в знания, науку и технический прогресс? Предчувствовал ли композитор скорый исход коммунизма, слом эпох? Возможно. Остается лишь добро, говорит Седельников вслед за Платоновым в эпилоге своей оперы.

Марина Гайкович

На странице использованы фотографии Андрея Парфенова, Алексея Бычкова и Александра Самородова