Театральная компания ЗМ
Сергей Прокофьев

Золушка

Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
Премии «Золотая Маска» 2018 г. – «Лучшая работа дирижера», «Лучшая работа балетмейстера/хореографа», «Лучшая работа художника по костюмам» Номинации на Премию «Золотая Маска» 2018 г. – «Лучший спектакль в балете», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа художника по свету», «Лучшая женская роль» (Инна Билаш), «Лучшая мужская роль» (Никита Четвериков)
балетная драма в 3-х действиях

Либретто: Алексей Мирошниченко

Музыкальный руководитель и дирижер: Теодор Курентзис
Хореограф-постановщик: Алексей Мирошниченко
Художник-постановщик: Альона Пикалова
Художник по костюмам: Татьяна Ногинова
Художник по свету: Алексей Хорошев
Ассистент дирижера: Андрей Данилов
Ассистент художника-постановщика: Светлана Нечаева

Артисты: Инна Билаш, Наталья Моисеева, Никита Четвериков, Артем Мишаков, Виталий Полещук, Альбина Рангулова, Ксения Барбашева, Ольга Завгородняя, Александр Таранов, Дмитрий Дурнев, Дарья Зобнина

Артисты балета и миманса театра

Оркестр musicAeterna

Продолжительность 3ч.
Возрастная категория 12+
Вопрос под названием «Чем стал для нас “советский проект”?» до сих пор остается открытым. Мы привыкли чуть ли не во всех грехах винить Советский Союз, воспринимать его как психологическую травму страны. Но это одностороннее восприятие. «Советский проект» – это гигантский пласт самой разнообразной информации, с которой нам еще работать и работать. Очевидно, что осознание нашего коллективного опыта, который пришелся на этот период, еще не завершено. И пока это не будет сделано, невозможно движение вперед. Поэтому нашу новую «Золушку», как и предыдущий спектакль на музыку Дмитрия Шостаковича, я использую как средство терапии. В прошлый раз мы «примирялись» с тридцатыми годами ХХ века, сейчас – с пятидесятыми. При этом мы не идеализируем время, которое показываем. Мы помним, что и Шостакович, и Прокофьев оказались в одной «лодке»: обоих «заподозрили» в формализме после выхода Постановления 1948 года. Я в то время не жил, но моя мама видела, как людей забирали ночью. Ее папа, мой дедушка, так сгинул. Потом еще так называемые «десять лет без права переписки». Что это было, мы до сих пор не можем понять. Однозначной оценки тем событиям никто не даст. Но мы не можем не размышлять о них. Поэтому средствами театра мы пытаемся проанализировать случившееся, чтобы двигаться дальше. Чтобы прошлое из могилы не хватало нас за рукава. Это грустный, но светлый спектакль. Наши герои оказываются «высланными» из Москвы в Пермь, но взамен они получают успешную творческую судьбу и долгую счастливую совместную жизнь.
Алексей Мирошниченко, интервью для буклета спектакля
Алексей Мирошниченко, знаток балетного наследия, намеренно ставит свой спектакль в манере 1950-х – с подробными режиссерскими мизансценами и обильной пантомимой, разъясняющей происходящее… В стиле драмбалета 1930-50-х (хореографически вовсе не такого бедного, как принято о нем думать) Алексей Мирошниченко сочиняет вариации и дуэты главных героев – их непомерной протяженностью Прокофьев задал труднейшую задачу всем поколениям хореографов. Эти массивные классические фрагменты cочинены так гладко, легко и логично, будто давно узаконены хрестоматиями: так современный автор реабилитировал опороченную хореографию драмбалета.

газета «Коммерсант»

Спектакль Мирошниченко – оммаж балетному театру, в котором смешивается любовь, восхищение и язвительность наблюдательного человека, два десятилетия прослужившего в альтернативном Главном театре страны – Мариинском.
газета «Ведомости»
Очень вредно не ездить на бал, особенно когда ты этого заслуживаешь. Очень вредно не получать главную роль, если ты лучшая из молодых балерин в театре. Хореограф Алексей Мирошниченко перенес действие старой сказки в Большой театр и в 1957 год – Оттепель, Фестиваль молодежи и студентов, и в Москву приезжает французский принц, этуаль Парижской оперы, желающий поработать в Большом. Понятно, что в него влюбится наша трудолюбивая Золушка, которую терпеть не может признанная прима театра (в нее превратилась Мачеха из старой сказки). Алексей Мирошниченко – один из самых музыкальных хореографов страны, и он, слушая Прокофьева (в музыке которого достаточно горечи), поставил довольно печальную сказку. То есть в ней полно гомерически смешных моментов (одно гастрольное путешествие артистов Большого по миру чего стоит – тут постановщик руководствовался мемуарами наших великих артистов о том, как скупали все подряд и тащили чемоданами в Союз), но печали тоже предостаточно. Ну, не всем же волшебным сказкам быть веселыми. А эта сказка все же безусловно волшебная. Ведь в ней есть тайный Фей – театральный обувщик дядя Яша, изготавливающий пуанты.

Анна Гордеева

На странице использованы фотографии Антона Завьялова