Театральная компания ЗМ
Николай Коляда

Попугай и веники

Театр «Кукольный дом», Пенза
Премия «Золотая Маска» 2018 г. – «Лучшая работа режиссера» Номинации на Премию «Золотая Маска» 2018 г. – «Лучший спектакль в театре кукол», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа актера» (Дмитрий Кинге), (Руслан Джурабеков)
драма на обочине по мотивам пьесы Николая Коляды

Постановка, музыкальное оформление, подбор видеоматериала: Владимир Бирюков
Сценография, куклы: Виктор Никоненко

Артисты: Руслан Джурабеков, Антон Некрасов, Марина Прошлакова, Дмитрий Кинге, Валерий Карташов, Ольга Шнитко, Анастасия Поклонова

Продолжительность 55 мин.
Возрастная категория 16 +
Меня после просмотра этого спектакля спрашивают: почему я перенес действие пьесы с городского тротуара возле бани на забытый Богом полустанок? Для меня полустанок – это наша Рассея, где на перроне сидит весь народ в ожидании, ожидании перемен. Но надежда исчезает вместе с равнодушно проносящимися мимо поездами. А мы – вросли в этот полустанок, со всеми своими болячками, бедами, несчастьями. Беспризорные мы какие-то, брошенные, не любящие и не любимые... И не зная, как жить дальше, ругаемся, деремся, ненавидим. А потом, выбившись из сил, прижимаемся друг к другу и ждем. Ждем. Вдруг поезд остановится. И тогда? Может быть, может быть. Как знать.
Владимир Бирюков
Режиссер Владимир Бирюков из бессюжетной пьесы Николая Коляды делает спектакль-ситуацию, обозначив ее в афише как «драму на обочине». Поезда, появляясь на экранах телевизоров, разрывают диалоги, шумно пролетая сквозь богом забытую станцию, на которой отчаянно предлагают и веники, и семечки, и шарики. Они стремительно проносятся, и сидящие в них люди не замечают этих четверых, выживающих на перроне, которым только и остается ждать очередного поезда, покупателя, интереса к себе или своему товару, того, что муж, в конце концов, бросит пить – в данной ситуации сиречь новогоднего чуда. У каждого есть мечта и светлые воспоминания, но они никаким образом не помогают им оторваться от своих мест. Они то ли вросли, то ли примерзли к платформе. Им только и остается, что наблюдать со стороны жизнь, которая проходит мимо. Заглядывать в нее с обочины. Встанут ли они когда-нибудь с этих насиженных деревянных ящиков? В пьесе Коляды Сережа покидает семью насовсем, а Бирюков возвращает его, хотя бы так пытаясь исправить ситуацию, хотя бы так даря надежду.
«Петербургский театральный журнал», блог
Режиссер Пензенского театра «Кукольный дом» Владимир Бирюков адаптировал для своей сцены пьесу Николая Коляды, главного уральского драматурга постсоветского пространства. «Попугай и веники» написаны в 1997 году, и это горько-ироничная история заброшенной, обнищавшей провинции. На заснеженном перроне, мимо которого проносятся скорые поезда, собираются «бывшие люди», торгуют семечками и вениками, ругаются между собой, перебирают прошлые радости и обиды, а под конец вспоминают, что близится Новый год. Эстетику русского китча и «русского бедного», ключевую для Коляды, создает черный целлофан мусорных пакетов, лежащий сугробами вокруг героев, и гора старых ламповых телевизоров с одинаковой картинкой из программы «Время». Куклы выполнены узнаваемо-реалистично, и артисты – по двое за каждого персонажа – «оживляют» их еще больше. В финале невесть откуда взявшийся в этой фантасмагории попугай играет на аккордеоне песню Юрия Визбора «А зима будет большая» – лейтмотив этой истории, маленький островок надежды для героев и зрителей.

Екатерина Рябова

На странице использованы фотографии Владимира Бирюкова