Театральная компания ЗМ

Даниил Хармс. Маршрут №2

Независимый театральный проект, Санкт-Петербург
Участник программы «Маска Плюс» Фестиваля 2018 года
по дневникам и повести «Старуха» Даниила Хармса

спектакль создан в рамках проекта «Маршрут “Старухи”»

Текст лекции: Степан Пектеев, Роман Чудиновских, Валерий Сажин
Режиссер: Степан Пектеев
Художник-постановщик: Анна Мартыненко
Саунд-дизайнер: Андрей Мартынов

Продолжительность 2 ч. 30 мин.
Возрастная категория 18+
Это спектакль-погружение. Погружение в мир Хармса. Как в чашу бассейна, бывшем некогда в церкви, ныряли когда-то тела, так мы погружаемся в знание о Хармсе, писателе и поэте, жившем некогда в этом городе; в сознание героя его повести, и в его подсознание.
Степан Пектеев
Спектакль Степана Пектеева – весьма занятная и своевременная возможность максимально погрузиться даже не столько в сюжет небольшой повести «Старуха», одного из самых поздних, предвоенных произведений Хармса, сколько в сознание этого писателя-загадочника, потенциально – беззаботного карнавальщика, непревзойденного шутника и каламбуриста, страдальца разве что от избытка женской любви, на деле, особенно во второй части жизни, – по-детски беспомощного перед обстоятельствами мученика, которого от советских застенков не спас диагноз «шизофрения», сознательно и заблаговременно полученный писателем в диспансере на Васильевском острове. При таком раскладе образ старухи, панически пугающий героя, вполне логично трансформируется до масштабов гигантской мертворожденной сталинской России, провалившейся в средневеково-пыточное безвременье.
интернет-издание «Фонтанка.ру»
«Маршрут №2» молодого петербургского режиссера Степана Пектеева и его команды появился в рамках большого проекта о жизни и творчестве Даниила Хармса, организованного фестивалем искусств «Точка доступа», а потом зажил самостоятельно. Он состоит из трех частей, сделанных в разных жанрах. Первая – лекция о жизни и творчестве поэта, своего рода присматривание к герою – нарочито научное и как будто отстраненное. Вторая часть, напротив, дает полное – тактильное, эмоциональное, иррациональное – погружение в мир хармсовского абсурда. Это звуковая инсталляция по рассказу «Старуха», которую зрители слушают с завязанными глазами – или, вернее сказать, чувствуют, потому что, кроме партитуры звуков и текста, там «играют» ощущения и запахи. Третья часть – квест по улицам Петербурга: зрителю выдаются беруши (чтобы «выключить» шум города) и конверты с адресами тех мест, где надо вскрывать письма и читать отрывки из дневниковых записей Хармса, складывающихся в пронзительную историю о трагической судьбе поэта.

Екатерина Рябова

На странице использованы фотографии Влада Буленкова