ENG
Уильям Шекспир

Гамлет

Театр им. Ленсовета, Санкт-Петербург
программка
 
03.04
19:00
04.04
19:00

РАМТ
Гамлет – давно уже миф, не человек. Это – духовная субстанция, не имеющая ни возраста, ни пола, ни веса, ни запаха. Один из главных героев мировой культуры, вечный мститель и вечная жертва, Гамлет всегда остается тайной. Он тот, кто бросает вызов веку. Понять Гамлета – значит, понять век.
В спектакле Гамлет неистов, непримирим, беспощаден к уродству – как ребенок. И, как ребенок, хрупок и чист. В этом его огромная, всепобеждающая сила. Он вселяет любовь. Воин, который способен все на свете оплакать. Хрупкому Гамлету, идущему с мечом на само время, так легко сострадать. Проживая трагедию вместе с этим прекрасным, жестоким и уязвимым героем, зритель оказывается вместе с ним наедине с сияющей красотою бездной – притягательной и опасной. Бездной, куда заглядывал Шекспир.


Юрий Бутусов

У Юрия Бутусова зеркало сцены перекрывает белоснежная стена – гигантский лист писчей бумаги, экран, который так и останется девственно чистым до конца спектакля, экран, на который проецируется пустота без конца и без края. Сценография аскетична – лишь изредка стерильное, лишенное примет быта пространство рассекает графичная линия длинного черного стола, выглядящего мостками в инобытие. Для этого образа художника Владимира Фирера режиссура задает широкий коридор интерпретаций – все они будут, что называется, работать на авторский замысел. Конечно, «Гамлет» для человека медийной эпохи – «слова, слова, слова», приблизиться к их истинному содержанию мы, сегодняшние, вряд ли способны. Здесь и другой важный мотив – театру и зрителю непросто преодолеть инерцию восприятия заигранного и заслушанного текста: четыре столетия сценической истории «Гамлета» сливаются в неразличимый белый шум. Но едва ли не центральной для режиссера становится мысль о том, что современная реальность с ее тотальной относительностью всего и вся, с ее невозможностью увидеть цельную картину происходящего лишена явно выраженных свойств и потому непостижима – у нее, констатирует Бутусов, нет идей и сюжетов, способных воплотиться в «Гамлета».

журнал «Огонек»


В этом спектакле Юрия Бутусова смешалось все – тайна и откровение, фантазия и импровизация, сон и сегодняшняя явь, трагическая клоунада и медитативная исповедальность, комедиантство и чеховская «тоска от жизни», бремя опыта и бунт юности, ее же максимализм, разъедаемый бездействием, доводящим до сумасшествия. Обреченная неизменность бытия, сложившаяся сто тысяч лет назад, и живые человеческие метаморфозы персонажей. Юный принц Гамлет (Лаура Пицхелаури) – вовсе не андрогин, но любое дитя «вывихнутого века», одинокое, брошенное на заклание «традициям», пока еще не сознающее, что «юность – это возмездие». А каким сложным, трагическим, думающим получился Клавдий Сергея Перегудова. Кажется, именно у него запавшие, утонувшие в черноте зрачки обращены, согласно Шекспиру, прямо в душу. Верша зло, умея при этом любить по-настоящему, он один, наверное, способен понять и оценить то, что творит сам, и то, что делается вокруг. В финале Гамлет кажется совсем хрупким и невесомым под тяжестью огромного деревянного меча, который он и поднять-то не в состоянии. Он никого не убивает, все остается по-прежнему. Этот финал полон правды, прекрасного идеализма и трагически безнадежен.

Ирина Алпатова

На странице использованы фотографии Юлии Смелкиной

 
Режиссер: Юрий Бутусов
Художник-постановщик: Владимир Фирер
Художник по свету: Александр Сиваев
Звукорежиссер: Фаина Макоева

Артисты: Лаура Пицхелаури, Сергей Перегудов, Виталий Куликов, Евгения Евстигнеева, Олег Федоров, Федор Пшеничный, Юстина Вонщик, Иван Бровин, Роман Кочержевский, Всеволод Цурило, Сергей Волков, Александр Новиков, Роман Баранов.

Продолжительность 4 ч.
Возрастная категория 16+