ENG
Александр Пушкин

Маленькие трагедии

«Гоголь-центр», Москва
номинация
программка
 
Текст Пушкина, подчиняясь сложному алгоритму, разделяется на живую декламацию и титры – тема обретения слова, диалога немоты и речи, становится сквозной для спектакля. Все четыре пушкинских сюжета разыграны как связанные друг с другом, но у каждого есть и свое «о чем», локальное высказывание. Сильнейшее из которых занимает первую треть спектакля и включает стихотворение «Пророк» и «Моцарта и Сальери»: проникновенная и брутальная история о том, что человек не выбирает, быть ему художником или не быть, а если быть, то каким именно. Выбор сделан за них и без них – будь то Пророк, Моцарт или Сальери. «Скупой рыцарь» – история не про скупость старика, а про убийственный заговор молодости. «Каменный гость» – комедия эгоцентризма космического размаха. «Пир во время чумы», в котором «чума» – это одновременно и останки советской империи, и неотвратимая беккетовская старость, не столько самостоятельная история, сколько итог предыдущих трех, тоскливый и парадоксально обнадеживающий одновременно.
Способность организовать пространство, в котором стихи Пушкина, цитаты из поп-арта и голливудских блокбастеров, мелодия Леонида Федорова и народная артистка Российской Федерации Светлана Брагарник играют один и тот же спектакль, – это и есть самая современная ипостась театрального искусства. Собирать себя не как результат отсечения лишнего, а как процесс присоединения контекстов – так устроены эти «Маленькие трагедии». Но так устроен и весь театр Серебренникова. Так вообще устроен его режиссерский талант – он антимаргинален, ему на сцене (и в зале) интересен диалог разнородностей, а не механизм исключения посторонних.


газета «Коммерсант»

Режиссер не отказывается от пушкинского текста, а просто переключает его на иной канал восприятия – визуальный, текстовый, более привычный зрителю эпохи гаджетов. Герои его «Маленьких трагедий», появляясь на сцене немыми и косноязычными, что-то невнятно мычащими, лишь постепенно обретают дар слова, свой голос. Голосом времени, его камертоном тут становится и популярный рэпер Хаски, читающий свои «черные-черные» рифмы на пару с Филиппом Авдеевым (поэтом из «Пророка» и Моцартом из «Моцарта и Сальери»). Совместить Пушкина и хип-хоп – смелое решение, но здесь они сосуществуют на удивление естественно и гармонично, под девизом-слоганом «ЖГИ» («...сердца людей»), выведенным крупными буквами на экран.

интернет-издание «Театрал-online»


На странице использованы фотографии Иры Полярной
  Премия «Золотая Маска» 2019 г. – «Лучшая работа режиссера»

Номинации на Премию «Золотая Маска» 2019 г. – «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа художника по свету», «Лучшая мужская роль» (Алексей Агранович), «Лучшая женская роль второго плана» (Майя Ивашкевич, Светлана Брагарник), «Лучшая мужская роль второго плана» (Никита Кукушкин, Филипп Авдеев)
Режиссер, художник, художник по костюмам: Кирилл Серебренников
Авторы музыки: Дмитрий Кузнецов, Леонид Федоров
Саунд-дизайн, электронная музыка: Дмитрий Гарин, Гиперболоид Рекордс
Художник по свету: Сергей Кучер
Видеохудожник: Михаил Мясников
Режиссер выпуска: Евгений Кулагин
Ассистент режиссера, редактор: Анна Шалашова
Ассистент художника по костюмам: Полина Гречко
Музыкальный руководитель: Андрей Поляков

Артисты: Филипп Авдеев, Евгений Романцов, Артем Немов, Хаски, Никита Кукушкин, Михаил Карапетян, Георгий Кудренко, Семен Штейнберг, Евгений Романцов, Алексей Агранович, Виктория Исакова, Светлана Брагарник, Вячеслав Гилинов, Ольга Науменко, Майя Ивашкевич, Галина Якушина

Продолжительность 3 ч. 20 мин.
Возрастная категория 18+