Театральная компания ЗМ

Мертвые души

Театр «Поиск», Лесосибирск
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2019 г. – «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая мужская роль» (Виктор Чариков, Максим Потапченко, Олег Ермолаев)
прочтение
по Николаю Гоголю

Режиссер: Олег Липовецкий
Художник: Яков Каждан
Хореограф: Ольга Васильева
Композитор: Александр Улаев

Артисты: Олег Ермолаев, Максим Потапченко, Виктор Чариков

Продолжительность 3 ч.
Возрастная категория 16+
Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой. Так же, как Гомер назвал свою Одиссею. И там, и там – роудмуви. Только Одиссей держит путь домой к своей семье, а Чичиков двигается в никуда. И тут направление движения Павла Ивановича совпадает с дорогой птицы-тройки, о которой пишет Гоголь. В этой поэме он попытался с любовью описать всю Россию, как она была, как будет и как есть. С одной стороны – это прекрасное лирическое произведение, с другой – жесткое, пристрастное и очень смешное исследование русских характеров и российского общества. Я очень хотел сохранить обе эти ипостаси гоголевского текста. И оттого пришлось делать новую инсценировку и вводить новых персонажей, которые у нас и отвечают за лирическую сторону спектакля. Не то чтобы их у Гоголя нет, но раньше им не давали слово. Это – кони из тройки Чичикова. Гнедой, Чубарый и Заседатель. Ну, а как вы понимаете, кони, которые говорят – это уже не просто кони. В общем, на сцене – та самая птица – тройка. Их, действительно, всего трое – актеров, которые играют в спектакле. Они играют все роли. На Руси тройка – сакральное число. Троица, тройка, трехголовый змей, три богатыря… Наш спектакль – это попытка осмысления современными российскими людьми великого русского текста и вопросов, которые он поднимает. А отвечать на эти вопросы – как всегда вам, нашим зрителям.
Олег Липовецкий
Олег Липовецкий придумал спектакль не столько о всероссийском мороке мертвых душ, сколько о чуде театрального преображения. Художник Яков Каждан создал интерьер секонд-хенда (или же это захламленный домик Плюшкина?), где три еще неясных героя начинают опись имущества, а старые костюмы оказываются метафорой мертвых душ. Поэму Гоголя, найденную среди старого хлама, эти трое начинают читать – и играть в нее, перевоплощаясь с лету. На долю Максима Потапченко и Виктора Чарикова приходится вся разнообразная характерность, все Собакевичи, Плюшкины и Ноздревы. Олегу Ермолаеву достается Чичиков – и насколько же по-бендеровски обаятельным оказывается вдруг этот неуловимый герой! Естественна и органична хореография Ольги Васильевой: у каждого персонажа своя двигательная особинка, свой ритм, а вместе они воссоздают в пластическом рисунке возрастающую ухабистость русской дороги. На протяжении трех с лишним часов три артиста бесконечно меняют театральные обличья, плетут энергетическую вязь с текстом и залом, чтобы в итоге полушутя предложить залу купить у них покетбук «Мертвых душ».
«Петербургский театральный журнал»
Жанр своего спектакля по поэме Н.В. Гоголя режиссер лесосибирских «Мертвых душ» Олег Липовецкий определяет как «прочтение». Что справедливо: к гоголевскому слову авторы постановки внимательны чрезвычайно. Но не в меньшей степени это игра: игра-путешествие по гоголевским маршрутам и игра-перевоплощение в героев его поэмы. Всех их представят зрителям три актера: худрук «Поиска» Олег Ермолаев (он станет Чичиковым) и Виктор Чариков с Максимом Потапченко (вот они-то сыграют всех остальных персонажей, и в женских ролях будут едва ли не убедительнее, чем в мужских). У постановки театра маленького сибирского города вообще уже немало фестивальных наград, в том числе приз «За лучший спектакль малой формы» на XVI фестивале театров малых городов России. Эти «Мертвые души» вышли не из гоголевской шинели, а, скорее, из гардеробной Плюшкина, где собрана одежда тех, кто когда-то были душами живыми (художник спектакля Яков Каждан помнит, что вещи переживают людей). Старые пиджаки, кафтаны и платья на современных актерах оживят эти души вновь, и начнется увлекательнейший, во многом импровизационный процесс, где будет место для больших и горьких раздумий (какой Гоголь без этого), как и для заразительного смеха. Очень современный театр в живом и подлинном диалоге с вечным текстом.

Владимир Спешков

На странице использованы фотографии Юлии Гридиной