ENG
Цезарь Пуни

Эсмеральда

Театр оперы и балета, Самара
программка
 
Классика тем и прекрасна, что ей уже никому ничего не надо доказывать. Почему мы ходим на концерты, где исполняются Бах или Гайдн? Почему стремимся попасть на выставки, где можно увидеть редкие полотна живописцев прошлых веков?
Балет «Эсмеральда» – именно такое «редкое полотно» на нашей сцене. Он был поставлен в 1844 году французом Жюлем Перро на музыку итальянца Цезаря Пуни в Лондоне, и далее на протяжении не только XIX, но и ХХ века к нему множество раз возвращались самые разные балетмейстеры. Их привлекала и выразительная музыка Пуни, и возможность обратиться к хореографическим образам Гюго, когда-то представленным Перро – известнейшим мастером романтической эпохи. Замыслу «Эсмеральды» больше полутора веков, последней редакции балета, созданной Мариусом Петипа, – больше века. Это в полном смысле слова «классическое наследие».
Вопрос о ценности романтического балета для современного человека, на мой взгляд, решен самим временем. Если спектакль прожил век, полтора или два – он одним этим доказал свою ценность.


Юрий Бурлака

В «Эсмеральде» есть все компоненты эстетики балета XIX века: калейдоскоп танцев, от гротескных до классических, с интуитивно читаемой иерархией между ними; столь же понятная иерархия сольных партий; романтизация жизни и уход от обыденности. В нем нет имперского размаха столичных постановок балетов Петипа, но диагональ кордебалета, которой едва хватает места на сцене, все равно производит впечатление. Шестнадцать девушек, занятых в танце с корзинками, в своих розовых пачках больше похожи на цветы, чем искусственные лилии в их руках, которые они обманчиво легко наклоняют в бесконечных пор-де-бра.

журнал «Музыкальная жизнь»


Никогда еще за четвертьвековую историю «Золотой Маски» в фестивальной афише не было Самарской балетной труппы. Здесь замахнулись на одну из самых трудновыполнимых и в то же время очень соблазнительных миссий. Опыт реставрации балетов наследия, жемчужин старинного репертуара привлекает публику и увлекает постановщиков ведущих театров мира. За дело взялся лидер отечественного балетного аутентизма Юрий Бурлака (с августа 2017 года главный балетмейстер Самарского театра оперы и балета), и вот – труппа в числе номинантов. Бурлака обратился к «Эсмеральде» в петербургской версии Мариуса Петипа, созданной в конце XIX века. Восстановлена оригинальная партитура Цезаря Пуни. Фантазируя над костюмами, художник Наталья Земалиндинова использовала эскизы директора императорских театров Ивана Всеволожского. Но главное – необыкновенной красоты и заразительности танцы, реконструированные Юрием Бурлакой вместе с молодым историком и текстологом балета Андреем Галкиным.

Наталия Звенигородская

На странице использованы фотографии Юлии Максимовой

 
балет в 3-х действиях

Дирижер-постановщик: Евгений Хохлов
Балетмейстер-постановщик, концепция музыкальной драматургии: Юрий Бурлака
Художник-постановщик: Дмитрий Чербаджи
Художник по костюмам: Наталья Земалиндинова
Ассистент балетмейстера-постановщика: Юлиана Малхасянц

Оригинальные эскизы костюмов Ивана Всеволожского к балету «Эсмеральда» предоставлены Санкт-Петербургским музеем театрального и музыкального искусства

Оригинальная партитура Цезаря Пуни восстановлена Александром Троицким по архивным материалам Библиотеки Консерватории Сан-Пьетро а Майелла в Неаполе.

Музыка отдельных номеров: Риккардо Дриго, Антона Симона, фрагменты оркестровой редакции Рейнгольда Глиэра

Артисты: Ксения Овчинникова, Сергей Гаген, Дмитрий Пономарёв, Михаил Зиновьев, Артем Шалин, Екатерина Панченко, Светлана Прокофьева, Дмитрий Сагдеев, Вероника Землякова, Анастасия Тетченко, Ольга Зиновьева, Эльвира Ахмадишина, Максим Маренин, Олеся Севостьянова, Илья Черкасов, Любовь Савукова, Диана Гимадеева, Марина Накадзима, Маюка Сато, Андрей Бариев, Равиль Камалиев, Алексей Селиванов, Павел Ярков, Степан Гусаров, Сергей Прохоров, Тигран Манукян, Антон Зимин

Продолжительность 3 ч.
Возрастная категория 12+