ENG

Комната Герды

Театр «Особняк» и Театральная лаборатория Яны Туминой, Санкт-Петербург
программка
 
Меня порой спрашивают, кто он – мой зритель. Отвечу так: простодушный взрослый и думающий ребенок. Видимо, моя самоуверенность позволяет считать, что эти качества в какой-то мере приобретаются прямо на спектакле. Дети умнеют, а взрослые становятся наивнее. Когда ставишь спектакль, попадающий в категорию «для семейного просмотра», важно соблюсти грань: чтобы твоя работа была «прочитана» и взрослой, и юной аудиторией;
но я соблюдаю эту грань чисто интуитивно – или сознательно не соблюдаю.
Важно создать многогранник образов, чтобы спектакль мог быть воспринят с разных сторон, на разных уровнях.


Яна Тумина, интервью журналу «Петербургский театрал»

В спектакле Яны Туминой много красивого, рукотворного и одновременно пугающего и завораживающего. Он словно создан, чтобы помочь справляться с накатившим ужасом жизни. Но терапия преодоления страхов здесь не так очевидна, как желание погрузить в уютно-ужасный мир одной комнаты. Мир, который настораживает, тут же оборачивается чем-то очень милым, но, возможно, это его качество и заставляет содрогнуться.
Комната и Герда – здесь главные действующие лица.

«Петербургский театральный журнал», блог
В «Комнате Герды» актриса Алиса Олейник на протяжении часа – не покидая крошечную комнату, – разворачивает на наших глазах андерсеновский сюжет, трансформируясь из состарившейся Герды в девочку, из Маленькой разбойницы – в бабушку-финку. Радость встречи с братом постоянно усиливается: вот и розы, выросшие в стене комнаты-мирка Герды, говорят ей, что они были под землей – и Кая нет среди мертвых. Но это спектакль о Герде, которая, проделав такой сложный путь, в конце споткнулась, остановилась. Под таинственное песнопение на северном языке (явно из владений Снежной королевы) актриса всматривается куда-то перед собой. Вопреки законам сказки, эта Герда не нашла Кая, вроде бы не обрела то, к чему шла. Но она, дойдя до самого края земли, посмотрела за этот край; а может, впервые так глубоко заглянула внутрь себя? В любом случае, это мгновение прорыва в инобытие – метерлинковское по существу – завораживает.

журнал «Петербургский театрал»

Комната, где обитает то ли девочка, то ли старушка, живет своей жизнью и, подобно океану Соляриса, порождает прекрасные и страшные фантомы. Эти фантомы – родом из сказки Андерсена, но отнюдь ее не иллюстрируют. Фигурка мальчика самостоятельно покидает черно-белую фотографию, пустой рукав пальто поднимается и дарит розу, стол приезжает, чтобы увезти алые туфли. Герда предстает то юной девушкой, то беспомощной старухой. А иногда нежное миловидное лицо вдруг отражается в зеркале уродливой морщинистой маской. Герда вспоминает поиски Кая или придумывает их? Был ли Кай, было ли это путешествие, или начиненная фокусами, уютная и жуткая комната так никуда и не отпустила свою пленницу? Зрители вольны выстраивать собственный сюжет или погрузиться в атмосферу причудливых визуальных фантазий лирического хоррора.

Юлия Клейман

На странице использованы фотографии Анны Осташвер

  Участник программы «Детский Weekend» Фестиваля 2019 года
лирический хоррор по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева»

Режиссер: Яна Тумина
Художник (куклы, объекты, сценография): Кира Камалидинова
Художник по костюмам: Анис Кронидова
Художники по свету: Василий Ковалев, Анатолий Ляпин
Звуковое оформление: Юрий Лейкин

Артисты: Алиса Олейник, Дмитрий Чупахин

Продолжительность 1 ч. 25 мин.
Возрастная категория 12+