Театральная компания ЗМ

Трюк

Театр «За Черной речкой», Санкт-Петербург
эксцентричная фантазия на тему повести Эрика-Эмманюэля Шмитта «Оскар и Розовая дама»

Режиссер: Яна Тумина
Художник: Эмиль Капелюш
Объекты и куклы Кира: Камалидинова
Звукорежиссер Павел Кочин
Художник по свету: Юрий Капелюш
Техническая поддержка: Павел Колотилов
Спецэффекты: Николай Румянцев

Артисты: Марина Солопченко, Ренат Шавалиев

Продолжительность 1 ч. 20 мин.
Возрастная категория 16+
В спектакле Яны Туминой пространство камерное, герметичное, и ржавый тарантас на поворотном круге, играющий для героини роль дома, встроен так, что кажется: больше и нет ничего. И никого. Совсем пусто в этом немного постапокалиптическом мире авторства Эмиля Капелюша (апокалипсис мог быть и частным, ограниченным рамками одной жизни, но видно, что из жизни этой выдуло всех). Поэтому одиночество героини Марины Солопченко выглядит непреложным и неколебимым, обусловленным и воплощенным даже пространственно – как, скажем, на планете Маленького принца. Поэтому партнер по площадке – персонаж Рената Шавалиева – спускается сверху, приходит извне. В повести Шмитта есть ироничное сопоставление Бога и Деда Мороза (оба они, по мнению Оскара, делегаты «акционерного общества „Запудривание мозгов“»). В спектакле Некто (deux ex machina?) в костюме Санты спускается с колосников на крышу и запускает действие: историю про то, как история Оскара изменила того, кто вошел в нее. Да, сюжет такой.
«Петербургский театральный журнал», блог
Роман Эрика-Эммануэля Шмитта «Оскар и Розовая Дама» в театре кукол ставят часто, но весьма однообразно. История о больном раком мальчике, проживающем в письмах к Богу день за десять лет, часто запирается сама в себе, не выходит за границы реалистичных больничных стен и коек с белыми простынями. Яна Тумина в спектакле «Трюк» в театре «За Черной речкой» перенесла акцент с узкосоциального на общечеловеческий, отказавшись от патетики, скорби и прочих штампов. Письма к Богу здесь уже написаны: на оборотной стороне новогодних открыток, спрятанных в мешке вместе с несуразными куклами. Главной героине спектакля, маргинальной депрессивной Даме, в прошлом успешной циркачке (Марина Солопченко), мешок в праздничную ночь приносит то ли Дед Мороз, то ли Бог (Ренат Шавалиев), хотя она давно не верит ни в того, ни в другого. Он остается с ней, чтобы помочь прожить эту историю: постепенно женщина втягивается в странное чтение, берет в руки неуклюжих кукол. В паре, становясь то родителями Оскара, то его соседями по больнице, они проживают историю за каждого героя.
интернет-издание «Startup»