ENG

Посмотри на него

Театр ненормативной пластики, Санкт-Петербург
программка
 
Заговорив на табуированную в художественном пространстве тему, автор поставила себя со всех сторон под удар именно потому, что написала роман-опыт, роман-травму с глубоко личной позиции, яростной и непримиримой. А травму у нас принято замалчивать. Но в книге, помимо монолога протагонистки, есть и голоса «хора»: записанные Старобинец лично или собранные ею в пространстве соцсетей монологи женщин, переживших похожий опыт, прервавших беременность или родивших, плюс комментарии хейтеров с пожеланиями для матерей-убийц «гореть в аду». Этот роман – драматический в том смысле, что героиня на его протяжении проходит через череду микро- и макро-выборов: от генерального – доносить ребенка и увидеть, как он умирает, или прервать беременность на позднем сроке, съесть сэндвич, который ей утром после искусственных родов приносит медсестра в немецкой клинике, или наказывать себя голодом и т.д. Драматическим его делает и яркая конфликтность сознания героини.

газета «Экран и сцена»

Двойничество существует не только как рифма или разделение одного персонажа на две ипостаси – важнейшей частью спектакля является оборотничество почти в прямом значении этого слова. Трагические переживания героини находятся в сложных драматических отношениях с гротескными театральными вставками. Иногда это по-черному смешные элементы истории, движущие сюжет: поход в российскую женскую консультацию, например, выглядит как встреча с охранником в мужском купальном костюме с гориллоподобной пластикой, а потом тот же охранник, подняв одну из лямок и просунув в нее голову, оборачивается бабушкой в окне регистратуры. А пародийная женщина-акушер в исполнении Сергея Азеева, говоря какие-то общеизвестные истины, типа «еще родишь здоровенького», прокатывает звук «р» таким способом, что в нем слышится раздвоенный змеиный язык.

«Петербургский театральный журнал»
Спектакль поставлен по автобиографической книге Анны Старобинец «Посмотри на него» – мучительной личной истории о потере ребенка (на позднем сроке беременности героиня узнала, что у младенца смертельный диагноз) и одновременно журналистском исследовании, почему у нас мать в такой трагической ситуации остается безо всякой помощи и поддержки. Почему она оказывается избегаемой, как чумная, и второсортной по сравнению со счастливыми беременными? Автор сравнивает свой российский опыт с тем, как эту проблему решают в Германии. Книга Старобинец вызвала в свое время большую волну споров, наконец, вынеся проблему в сферу открытого обсуждения. В свою очередь Роман Каганович превращает этот спектакль, где героиня раздваивается, а всех остальных героев любого пола гротескно и по-клоунски играют мужчины, во что-то вроде кабаре – болезненного и уморительно смешного, с песнями и танцами, что немного снимает ощущение ужаса от самой истории и дает зрителям силы выслушать и понять ее до конца. А как иначе играть спектакль, который начинается со сцены на гинекологическом кресле, где героиня узнает, что ее ребенок умрет?

Дина Годер

 
по Анне Старобинец

Режиссер: Роман Каганович
Режиссер по пластике: Максим Пахомов
Аранжировка: Сергей Азеев
Свет: Борис Кузнецов
Автор песен: Александр Лушин

Артисты: Александр Лушин, Антон Леонов, Анна Кочеткова, Яна Савицкая, Геннадий Алимпиев, Виталий Гудков, Сергей Азеев, Артем Шилов

Продолжительность 1 ч. 30 мин.
Возрастная категория 18+