Театральная компания ЗМ
Петр Ильич Чайковский

Евгений Онегин

Детский музыкальный театр «Зазеркалье», Санкт-Петербург

Номинации на Премию «Золотая Маска» 2020 г. – «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа дирижера», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая женская роль» (Анна Евтушенко (Недорезова), Елена Миляева (Максимова)), «Лучшая мужская роль» (Роман АрндтГригорий Чернецов)

лирические сцены в 2-х действиях

Либретто: Петр Чайковский, Константин Шиловский
Музыкальный руководитель, дирижер: Павел Бубельников
Режиссер-постановщик: Александр Петров
Сценография: Алексей Левданский
Художник по костюмам: Елена Орлова
Балетмейстер: Мария Коложвари
Художник по свету: Александр Кибиткин

Музыкальные миражи
Композитор: Анатолий Королев
Режиссеры: Мария Павельева, Анна Снегова

Артисты: Екатерина Курбанова, Елена Миляева (Максимова), Анна Евтушенко (Недорезова), Ольга Шокель, Григорий Чернецов, Роман Арндт, Яков Стрижак, Андрей Удалов, Андрей Михеев, Кирилл Костромин, Иван Киренков, Екатерина Ефимова, Ольга Фурман

Продолжительность 3 ч.
Возрастная категория 12+
«Онегин» так современен не случайно: ведь что может быть банальнее мысли «что имеем не храним, потерявши – плачем»? Эта слепота, непонимание истинных ценностей, по сей день приводит к жизненным трагедиям. Потому мы и выбираем материал живой, который «дышит». Это одна из самых популярных опер, однако наш спектакль нельзя будет спутать ни с каким другим. Зазеркальский «Онегин» – некое путешествие во времени в формате оперы, квест в поисках артефакта под названием «письмо Татьяны».
Александр Петров
Особая, чутко угаданная тональность спектакля – щемящая нота ностальгии по тому, что безвозвратно ушло. В этом очень ясном, и в то же время сложно сплетенном, сценическом тексте смещается время, музыкальные миражи отправляют то в прошлое, то в мистические сны, персонажи находятся здесь и сейчас, но одновременно и в драматичном будущем. Судьба юного поэта с самого начала обозначена могильным памятником, до времени просто прикрытым темным покрывалом, а к финалу заколоченным в деревянный ящик подобно скульптурам в Летнем саду. Тут же рядом – садовая скамья, где Ленский взволнованно допевает арию и робко обнимает любимую. Позже на скамью присядет с цветами в руках княгиня Гремина, единственная, посещающая могилу Ленского. Сегодня доверительная камерность, тонкая душевность, мягкая или ироничная улыбка и абсолютно неподдельный драматизм спектакля Петрова–Бубельникова дает шанс поверить: в настоящей классике можно раскрыть еще так много ракурсов, она способна быть такой пронзительно понятной и нужной современному человеку.
интернет-издание «Музыкальные сезоны»
Что в 2000-е, что в 2010-е «Евгений Онегин» оставался символом режиссерского Sturm und Drang российского музыкального театра: вокруг постановок Большого и Михайловского театров ломались копья, спектакли Дмитрия Чернякова (2006) и Андрия Жолдака (2012) оказывались в центре острой дискуссии – и внутри профессионального сообщества, и за его пределами. Вполне естественно, что вслед за этими полемическими трактовками «лирических сцен» братьев Чайковских неминуемо должна была наступить эпоха реакции, а театральный маятник должен был качнуться в более традиционалистскую, консервативную сторону – ровно так, как это произошло в новом «Евгении Онегине» из «Зазеркалья». Премьера, которую театр приурочил к двойному юбилею – 75-летию дирижера Павла Бубельникова и 70-летию режиссера Александра Петрова – стала новой визитной карточкой выдающегося петербургского оперного тандема. «Онегин» Петрова и Бубельникова – замечательный образец «музыкальной режиссуры», в которой все перипетии музыкальной драматургии Чайковского воплощены в театральном тексте спектакля, а дирижер и оркестр становятся едва ли не главными его героями.

Дмитрий Ренанский

На странице использованы фотографии Виктора Васильева