Театральная компания ЗМ

Эффект Пигмалиона

Театр балета Бориса Эйфмана, Санкт-Петербург

Номинации на Премию «Золотая Маска» 2020 г. – «Лучший спектакль в балете», «Лучшая работа балетмейстера-хореографа», «Лучшая женская роль» (Любовь Андреева), «Лучшая мужская роль» (Олег Габышев)

Хореография, либретто, постановка: Борис Эйфман
Музыка: Иоган Штраус-сын
Декорации: Зиновий Марголин
Костюмы: Ольга Шаишмелашвили
Свет: Александр Сиваев, Борис Эйфман

Продолжительность 2 ч.
Возрастная категория 12+
Мы не знаем своих подлинных возможностей. Ведь человеческая природа бесконечно загадочна. Это сфера неисчерпаемых открытий. В каждом из нас заложена творческая энергия, наделяющая личность способностью к саморазвитию. Впрочем, чтобы изменить себя, человеку нередко нужен тот, кто готов пробудить в нем дремлющий потенциал. И, влияя на других, такие ваятели чужих судеб сами проходят через метаморфозы. Балет «Эффект Пигмалиона» – хореографическая трактовка мифа о художнике и его творении, новый взгляд на тему сложной переплетенности и вечной нетождественности искусства и жизни. В центре спектакля – дерзкая обитательница трущоб. Повстречав чемпиона по бальным танцам, она врывается в мир богатства и изумительного исполнительского мастерства. Здесь красота и обманчивая легкость движений достигаются жестоким трудом, а внешне притягательные плоды сценической славы не спасают от одиночества. Под руководством именитого танцовщика героине предстоит пройти путь пластического перевоплощения, которое, начавшись как курьезный эксперимент, завершается настоящей драмой. Необычайное упорство, душевные достоинства, прежде скрытые под накипью грубости, а также вспыхнувшая в девушке любовь к учителю и партнеру помогают ей вырасти в звезду. Однако фатальная пропасть между нищетой и роскошью может быть преодолена лишь в мире танца, уравнивающем жителей хижин и дворцов. В реальности же внутри нас навсегда остается мстительное прошлое, скрыться от которого не дано никому. Чудесное превращение не приносит героине счастья. Гармония неизменно рассеивается вместе с остатками грез. Но что есть сама жизнь, как не сон, порожденный томлением по недосягаемой мечте?..
Борис Эйфман
Борис Эйфман давно не сочинял комических балетов – а как в свое время хохотала публика, глядя на ломкие па Мальволио или решительные танцы Фигаро! “Эффект Пигмалиона” менее беспечен, чем те знаменитые опусы мастера – представление о жизненной реальности все же проникает в гомерически смешной сюжет, взятый из легендарной пьесы Бернарда Шоу – но все равно заставляет зал хохотать от души. История о профессоре, взявшемся на спор выучить лондонскую цветочницу говорить, как герцогиня, в балете превратилась в повесть о чемпионе по бальным танцам, решившем внедрить все секреты профессии в голову и ноги девчонки-бродяжки, что помогает пьянице-отцу заниматься мелкой уголовщиной. Вот эти легендарные «фыялочки» и «кто шляпку спер, тот и тетку пришил!» переведены на язык танца с привычной изобретательностью Бориса Эйфмана и с тем азартом, что свойственен лучшим его работам.
Анна Гордеева
На странице использованы фотографии Евгения Матвеева и Майкл Кури