Театральная компания ЗМ

Чайка

Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, Москва
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2008г.- «Лучший спектакль в балете», «Лучшая работа дирижера», «Лучшая мужская роль» (Дмитрий Хамзин), «Лучшая женская роль»(Оксана Кузьменко, Валерия Муханова)
балет по мотивам пьесы А.П. Чехова на музыку Дмитрия Шостаковича, Петра Чайковского, Александра Скрябина, Ивелин Гленни



Хореография, декорации, костюмы, свет Джон Ноймайер

Дирижер-постановщик: Феликс Коробов



Артисты: Оксана Кузьменко, Дмитрий Хамзин, Дмитрий Романенко, Георги Смилевски, Валерия Муханова, Артур Пютсеп, Станислав Бухараев, Левон Касрадзе, Ирина Белавина, Наталья Крапивина, Сергей Мануйлов, Никита Кириллов, Анна Воронкова, Дмитрий Казамиров, Илья Урусов, Дмитрий Жук, Сергей Гоман, Константин Семенов, Алексей Попов, Оксана Кардаш, Мария Потапова, Ксения Шиладжян, Анастасия Першенкова, Александр Дашевский

Партия фортепиано: Ольга Соколова

Соло на скрипке: Наталия Фролкина

Соло на виолончели: Андрей Красильников



Продолжительность 2 ч. 20 мин.

Фото © Вадим Лапин, Олег Черноус, Анна Клюшкина

Джон Ноймайер, один из столпов современного балета, по первому образованию – филолог, по темпераменту – ученый, а по призванию – просветитель. Вот и чеховскую «Чайку» он поставил не просто по зову сердца, но и с научной целью: найти «новый способ передачи драматургии». Ученому хореографу, применившему систему Станиславского к балетной практике, действительно удалось открыть свой «новый способ». От традиционного драмбалетного он отличался примерно так же, как «реалистическая» режиссура Малого театра столетней давности от реализма основателей Московского художественного общедоступного театра.
газета «Коммерсант»




Ноймайер-хореограф, Ноймайер-сценограф, Ноймайер-костюмер (а в спектакле он все делает сам) создает выразительные портреты уже не людей, не знакомых нам чеховских персонажей, но балетных эпох – старого и нового балета. Взгляд его точен, пристрастен, несколько отчужден и достаточно ироничен.
журнал «Театрал»




В «Чайке» есть все то, что позволяет русскому балету считать американо-германского хореографа продолжателем отечественных традиций: литературный сюжет, развернутая на два действия композиция, пуанты, обилие декораций и костюмов, а также душевные метания героев.

«Чайка» – плод многолетней любви хореографа к русской культуре и русской литературе. Тем не менее, она сразу же выдает инородный акцент постановщика. Вряд ли кто-то в России взялся бы ставить чеховскую пьесу на сборную музыку Шостаковича – от Второго фортепианного концерта до оперетты «Москва, Черемушки» и Пятнадцатой симфонии (в спектакле звучат также Чайковский, Скрябин и Гленн, на музыку которой ставит свой балет «Душа чайки» Костя Треплев). В спектакле Ноймайера практически нет чеховского домашнего уюта, хотя сценография удивительно емко создает настроение. Нет в этой «Чайке» и никакого эквивалента чеховскому изобилию ничего не значащих слов, из которых незаметно рождается трагедия.

«Чайка» Ноймайера – балет о становлении нового искусства, нового танца. И хотя сам хореограф неоднократно признавался в любви к классическому балету, мало кто так язвительно, но упоительно точно пародирует его, как он, соединивший в спектакле Тригорина «Смерть чайки» лебединые трепыхания Одетты и завязывания в кольцо Актеона. Однако самыми интересными фрагментами спектакля становятся два дуэта Треплева и Нины Заречной. Ничего не декларируя, хореограф смешивает в них классические позиции с рискованными акробатическими поддержками, сломанными модерновыми линиями и простыми, практически бытовыми жестами. Именно это и есть современный танец, который утверждал в «Душе чайки» сто лет назад ноймайеровский Костя Треплев.
газета «Ведомости»