Театральная компания ЗМ

Award nominations 2020

Драма / спектакль малой формы
работа режиссера (Dmitry Volkostrelov)
работа художника ()
работа художника по свету ()
Копродукция Театра-Театра и Пермской государственной художественной галереи

Режиссер: Дмитрий Волкострелов
Художник: Ксения Перетрухина
Композитор: Дмитрий Власик
Художник по свету: Илья Пашнин

Артисты: Алексей Каракулов, Марк Букин, Дмитрий Курочкин, Екатерина Вожакова, Кристина Мударисова, Екатерина Мудрая

Продолжительность 1 ч. 15 мин.
Age category 16+
Когда я был в Перми на гастролях с «театром post», я побывал в художественной галерее, и нам устроили экскурсию в запасники. Я тогда подумал: «Зачем далеко ходить, искать какие-то пьесы, если есть такой материал?» Это же интереснейшее явление, его хочется узнать как можно лучше, а театр – это инструмент познания. Использовалось большое количество источников, поэтому это такой взгляд на богов и на себя, что в них нашего, а что в нас от них. Театр, которым мы занимаемся, не предполагает буквального рассказа, тут скорее впечатление и мысли об этом.
Все время возникают звуки жизни, простые, мелодичные. Перестук молотков, звяканье ложек, вжиканье косы – композитор Дмитрий Власик складывает из них ритмы. Жизнь оживает. Ну, потому что «солнце греет до седьмого пота», потому что лето. Потому что «пахнет свежим воздухом навоз» – поэту ли не знать. А потом и лето проходит, «словно и не бывало»… И свет снова тускнеет, и занятия снова меняются. Капает вода с выстиранных рубах, старый капроновый чулок надо набить луковицами, готовить лыжи к зиме – и дни снова коротки, и жизнь снова замирает до весны. Все возвращается к началу. И так будет всегда. В этой неспешной череде дней, смене обыденных дел, из которых состоит человеческая жизнь, и заключается ее потаенный смысл. Этот вечный круговорот дел, которые забирают силы по капле, сгибают спины сильных мужчин, старят женщин, – вырваться из него могут только поэты. И те безымянные художники, которые вдруг тусклыми зимними днями или осенними вечерами силились остановить мгновения времени и начинали вырезать из дерева себе подобных – тихих крестьянских святых, единственных своих заступников перед жизнью и смертью. Так кто такие пермские боги? И кто такие пермские люди? Снова и снова вопрошает голос. Да вот они. Смотрят на нас.
Спектакль «Пермские боги» (эссе о связи искусства, религии и современного человека) − совместный проект пермского Театра-Театра и Пермской государственной художественной галереи. В спектакле звучат записи из книги отзывов художественной галереи за долгие − кто их подсчитает − десятилетия, ответы горожан на вопрос «Кто такие пермские боги?», а также стихи поэтов Серебряного века. Но все это где-то далеко, фоном, как радио, вечно включенное в дальней комнате. Раньше человек был единственной и главной мерой вещей. Теперь театр отказывается быть пространством только человека. Современное искусство исследует и пытается изобразить невыразимое. В центре этого спектакля − время. Обманывающее и убивающее. Время и свет (художник по свету Илья Пашнин), утро, вечер, день и ночь, короткое северное лето, темная бесконечная зима, по кругу, навсегда. Время и повседневность, быт деревни, цикличный, неминуемый, из года в год. Время и звуки (композитор Дмитрий Власик), скрипы, отголоски, партитура жизни, даже если уже некому слышать. Люди умирают, когда их забывают. Боги тоже.

На странице использованы фотографии Ильи Радченко