Театральная компания ЗМ

Award nominations 2020

Драма / спектакль большой формы
работа режиссера (Marat Gatsalov)
женская роль ()
мужская роль ()
мужская роль ()
мужская роль второго плана ()
сказка в 3-х действиях

Режиссер: Марат Гацалов
Художник: Вера Макаренко
Композитор: Сергей Невский

Артисты: Владислав Пузырников, Олег Теплоухов, Владимир Авраменко, Валерия Прокоп, Валерий Алексеев, Александр Гончарук, Сергей Оленберг, Александр Соловьев, Степан Дворянкин, Артем Ильин, Олег Берков, Всеволод Гриневский, Татьяна Филоненко, Марина Кройтор, Наталья Василиади, Леонид Калмыков, Артём Кукушкин, Игорь Костин, Иван Курамов, Николай Сурков, Маргарита Берег, Андрей Агалаков, Егор Уланов

Музыканты: Геннадий Найденов, Виктория Сухинина

Продолжительность 2 ч. 30 мин.
Age category 16+
Мне кажется, в пьесе простая история, основанная на восточной легенде, что победитель дракона сам превращается в дракона. Это связано с любым человеком, не важно, в какое время, – это архетипическая история. Любой материал связан с тем, что лично переживает режиссер, как ощущает пространство вокруг, реальность, в которой существует. Значит, выбор этой пьесы связан с тем, что у меня внутри, с какими-то хождениями по кругу.
Трудно вообразить постановку «Дракона» без переклички с современной политикой – и в спектакле Марата Гацалова ее при желании несложно разглядеть. Это, во-первых, его спор с осторожным оптимизмом Евгения Шварца: режиссер читает сказку-антиутопию 1944 года с позиции постсоветского человека, не разделяя веру автора в бескорыстных борцов за свободу. Потом, это официальная эстетика Вольного города, где тюремная бравада смешана с русским почвенничеством: Дракон – моложавый гоп-король с золотой цепочкой на голом торсе, секретарь Генрих не снимает казачьей папахи, а свита то и дело тянет заунывную народную песню. Но самое интересное здесь – не рифмы с Россией 2019 года, а средства, которыми режиссер создает атмосферу несвободы и страха. В спектакле нет ни одного клише, ни одного очевидного решения: Гацалов делает все, чтобы обмануть ожидания зрителей. «Дракон» идет почти в полной темноте, единственные источники света – открытые двери партера и налобные фонарики актеров. Никто не повышает голос, а пустая сцена почти всегда безлюдна: горожане жмутся между рядами кресел, остерегаясь открытых пространств, как крыса из «Рикки-Тикки-Тави». А главное, персонажи Шварца, за исключением Дракона, выглядят намного старше, чем их обычно представляют: ощущение, что сам городской воздух отнимает у них молодость раньше срока.
Режиссер Марат Гацалов предлагает совершенно необычное постановочное решение. Спектакль играется перед сценой, в проходах первых рядов. Актеры находятся в этом пространстве, словно шахтеры в забое. Освещения практически нет, темноту разбавляет лишь свет налобных фонариков. Он искажает лица, делая их похожими на странные маски. Темнота и уродство – модель жизни, в которой живут люди, подвергшиеся вивисекции души. Наверное, поэтому и юная Эльза, дочь архивариуса Шарлеманя, очередная жертва Дракона – здесь маленькая старушка, грустный клоун, роль исполняет Валерия Прокоп. А ее бывший жених, теперь личный секретарь Дракона Генрих (Александр Гончарук), поощренный должностью за «моральный ущерб», похож на разбойника в своей красной рубахе. Мир вывернут наизнанку, перевернут с ног на голову.

На странице использованы фотографии Андрей Кудрявцев