Театральная компания ЗМ

Award nominations 2020

Эксперимент / спектакль
по текстам новгородских берестяных грамот

Режиссер: Дмитрий Волкострелов

Продолжительность: 1 ч. 30 мин.
Age category 12+
Может показаться, что обращение к такому материалу, как берестяные грамоты, противоречит так называемому манифесту «театра post», опубликованному у нас на сайте. Но, с одной стороны, манифест устарел – и обращение к дневникам Якопо Понтормо и берестяным грамотам – прямое тому доказательство, с другой стороны – эти грамоты, они о тех же самых микродвижениях человека. Просто существуют разные концепции времени, если подходить ко времени линейно, то дистанция огромна, но если взглянуть на время как на спираль, то можно обнаружить у себя больше общего с Гостятой из XII века, чем с Татьяной Лариной. Вообще, мне кажется, что проблемы новгородских крестьян XI-XIII веков нам сегодняшним ближе и понятнее, чем литература о дворянстве века XIX. У меня довольно странные отношения со временем. Мне видится, что не существует ни дистанций, ни границ: ни временных, ни пространственных. Все присутствует, живет и дышит в мире одновременно – и мы, и новгородские крестьяне. Как только мы обращаем свой взгляд на что-то, то это «что-то» мгновенно оживает, а, может быть, оно и «живо» всегда, но «властью единого слова» или взгляда начинает жить заново. Также важно, что при всем сказанном выше существует невозможность прямого рукопожатия. Известно, что среди грамот встречаются написанные одним и тем же человеком, есть кочующие из грамоты в грамоту персоны, но этот переходящий из письма в письмо персонаж никогда не станет полнокровным человеком, подлинным и документальным, а заниматься симуляцией мне кажется не очень честным по отношению к таким подлинным и реальным документам, как берестяные грамоты. Поэтому в спектакле мы работаем именно с неизмененными текстами грамот и зрительским восприятием этих текстов. Наш спектакль, будучи партиципаторным, многое говорит о нас сегодняшних: о нашем взаимодействии с этими текстами, о свойствах нашей памяти, которая, как выясняется в спектакле, куда как хрупче и ненадежнее бересты.
Звуки Баха, растянутые под темп говорящего, выплывают и снова тонут в тишине, не добравшись порой и до середины второго такта. В растяжке все начала прелюдий кажутся клонами себя самих. Они повисают над головой не нотами, а звуковыми облаками. Удивительнее всего ощущение (автор этих строк был в составе «участников»), что своим голосом ты будто бы настраиваешь Баха на еще не рожденную им звуковую мысль и, одновременно, прикасаешься к берестяному сообщению новгородской вдовы, которая сообщает о смерти мужа его братьям, интересуясь, будут ли они о ней заботиться. Ничего особенного. Но что-то из области необъяснимого, важного и очень простого вдруг удалось если не «руками схватить», то почувствовать душой. Показалось, что люди – и тогда, и сейчас – одни и те же. Но расслышать и понять давнего человека иногда проще, чем быть расслышанным и понятым твоими ближними.
Задача драматического театра в исходном, общепринятом понимании – рассказывать об особенных людях и незаурядных событиях. У Дмитрия Волкострелова принципиально другой подход: его занимает повседневная жизнь обывателей – городских подростков из «Карины и Дрона», трактористов из «Поля», крестьян из «Пермских богов», а к персонажам вроде шекспировского Гамлета режиссер совершенно безразличен. Берестяные грамоты – признания в любви, долговые письма, бытовые поручения, оставленные жителями средневекового Новгорода и других древнерусских городов – материал экзотический, но для Волкострелова вполне закономерный.
Режиссер заимствует структуру из хрестоматийного сочинения Иоганна Себастьяна Баха «Хорошо темперированный клавир». На каждом спектакле публика знакомится с 24 грамотами – по числу музыкальных пьес в каждом томе сборника. Тексты не повторяются: театр хочет использовать все грамоты, имеющиеся в распоряжении ученых. Идея проекта в том, чтобы дать голос молчащим: логично, что послания предстоит озвучить зрителям-добровольцам, а не профессиональным артистам. Волкострелова волнуют не только сами грамоты, но и наше сегодняшнее восприятие древнерусского языка и древнерусской жизни, поэтому участников ожидает проверка на понимание средневековых текстов.

На странице использованы фотографии Натальи Кореновской