Я не знаю, как появляется желание сражаться, но мне знаком этот момент, когда внутри тела возникает чувство невыносимости, когда в груди не хватает воздуха и когда одновременно в ответ рождается почти звериная ярость. Непонятно, куда нацелена эта агрессия: мне кажется, что я Дон Кихот, который борется с ветряными мельницами. С невидимым, но все же реальным врагом. Невидимым, как заражение инфекцией воздушно-капельным путем. Я хочу нанести удар, но рука проваливается в пустоту. Что-то важное ускользнуло, только усилив мою фрустрацию. Откуда, когда и как в воздухе возникает желание сражаться? Где рождается этот первичный импульс?
В «Ударнице» Татьяна Чижикова исследует «желание нанести удар по объекту, сопернику, виновнику сложившейся схемы». Это не первая ее работа в поле документальной хореографии, то есть фиксации повседневных движений или даже их реконструкции по видео или другим источникам. Так что, похоже, получится важный перформанс для тех, кто тоже задумывается о собственной потребности в физической агрессии и необходимости удовлетворять ее максимально безопасно для себя и окружающих.
Поскольку на сцене есть дракон – компактный, но вполне убедительный – героиню этого моноспектакля, придуманного хореографом Татьяной Чижиковой и драматургом Анной Семеновой-Ганц, хочется сразу сравнить с Дейнерис. Женщина идет по жизни, бежит по жизни, ползет по жизни – и периодически получает от этой самой жизни по физиономии. Падает и встает, оскаливается, снова движется вперед – и в этом движении яростная энергия ненависти. Вот только героиню «Игры престолов» эта энергия в конце концов разрушила – а героиня «Ударницы» выросла из более мощной литературы, и нервы у нее покрепче. Ее ненависть можно назвать гамлетовской: не только вражда с пакостным временем, но и готовность штопать его собой. Самые эффектные сцены в спектакле, конечно, те, когда включается бравая музыка – и возникает громоподобный контраст между страданием живого человека, готового драться за вменяемый мир, и механической общепринятой радостью. Недаром следующий по времени спектакль Чижиковой называется «День города».
На странице использованы фотографии Маргариты Денисовой
Билеты на спектакль можно приобрести по ссылке
Билеты на спектакль можно приобрести по ссылке