Театральная компания ЗМ

Номинации на Премию «Золотая Маска» 2010г. - «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая мужская роль» (Константин Телегин)


Режиссер: Тимофей Кулябин

Художник: Олег Головко

Хореограф-постановщик: Ирина Ляховская

Художник по костюмам: Светлана Матвеева

Художник по свету: Евгений Ганзбург

Музыкальное оформление: Николай Якимов
Артисты: Константин Телегин, Игорь Белозеров, Евгений Терских, Юрий Дроздов, Александр Дроздов, Ирина Кривонос, Виктория Левченко, Лаврентий Сорокин, Елена Жданова, Михаил Селезнев, Михаил Михайлов, Евгения Туркова, Инна Исаева, Линда Ахметзянова, Сергей Богомолов, Константин Борзов, Михаил Бондаренко, Максим Першин, Владимир Карманов, Максим Коваль, Алан Макиев
Продолжительность 2 ч. 50 мин.



Мы исследуем трагедию человека, который пожертвовал всем вокруг ради своей цели и в результате стал одинок, стал «вычищенным полем». Для нас это притча, поэтому мы отказываемся от всех политических аллюзий, хотя действующие лица здесь – короли, придворные и предводители войск. На первый план выходят общечеловеческие ценности. Есть семья: отец, его дети, жена одного из сыновей. Их мир подчинен определенному укладу и определенным законам жизни. Но в этом мире возникает грех. Запускается и неудержимо набирает обороты страшный механизм разрушения, уничтожения людей, их законов, их любви.



Тимофей Кулябин

Макбет – это личность, запрограммированная на самореализацию, на тотальную агрессию по отношению к реальности. Что очень близко современному человеку, для которого основной смысл жизни, ее главная ценность заключается в необходимости реализовать себя. И общество, особенное европейское, строится по принципу возможностей для самореализации. При этом добиться, чтобы человек, стремящийся утвердиться, не уничтожил все на своем пути, крайне сложно. Нам хочется, чтобы зрители в какой-то момент погрузились в сферу напряженных, любопытных для человека проблем. То есть в некотором смысле опять же эмоционально, интеллектуально реализовали себя благодаря театру.


Олег Головко


В спектакле Тимофея Кулябина герои не утратили вкуса к жизни, на все реагируют остро, спонтанно. Они – молоды (даже ведьмы – безмозглые тусовщицы, с вечной жвачкой и сленговым говорком). Макбет и Банко – друзья по войне, как «по судьбам», оба они – «птенцы гнезда» Дункана, опытного, печального и мудрого. Тем страшнее отступничество Макбета, которое не объясняется в спектакле – иррациональный ли ведьмин соблазн, подтолкнувший инстинкт самоутверждения героя, привычка ли к убийству или почти мальчишеская жажда доказать свою крутизну тому причиной, как бы то ни было, но убив Дункана (как отца родного), Макбет отвергает главное в своей жизни, ее основу – мужское военное братство. А значит – он обречен. Включается механизм не только разрушения всего вокруг, но и саморазрушения. Леди Макбет здесь – ввязавшаяся в чужую войну девчонка, поплатившаяся за желание быть как возлюбленный, быть сильнее, чем он. Главная же история – мужская. История мужской дружбы отнюдь не благостна – едва начинается спектакль, из-под колосников падают, вонзаясь в сцену, острые мечи. Эта метафора идущей войны пострашнее танцевальных битв. Именно на кровавой ниве родилась дружба героев – с осознания зыбкости грани между жизнью и смертью, с повседневностью убийства, но и с верой в дружеское плечо. Связь героев-солдат так сильна, что ее не разрушить ничем, она уже состоялась и закреплена навеки совместно пролитой кровью. И после смерти призраки Банко и Дункана являются к Макбету не ради мщения, а ради пробуждения его души и утверждения: мы все равно вместе.



журнал «Страстной бульвар, 10»


«Макбета» в Новосибирском «Красном факеле» поставил недавний выпускник курса Олега Кудряшова в ГИТИСе, 25-летний Тимофей Кулябин, и этой постановке свойственны все родовые признаки юношеской режиссуры. В энергичном, непосредственном, бесстрашном спектакле ведьмы получили облик молоденьких девчонок в ярких гетрах и коротких платьях, Макбет и Банко оказались закадычными друзьями, при встрече ловко гоняющими футбольный мяч, а сержанты армии Дункана принялись танцевать довольно откровенные танцы, демонстрируя публике голые торсы. Уместив шекспировский гиньоль в три лихих акта, режиссер оставляет в итоге впечатление внятного и жесткого высказывания молодого человека об огромном соблазне быть сверхиндивидуалистом и пойти в этом желании до самого кровавого конца.

Кристина Матвиенко